Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Получить информацию о работе Навигатора дополнительного образования можно по телефону "горячей линии": +7(922)821-01-15 - Хакимова Альбина Исмагиловна, руководитель МОЦ.

"Горячая линия по незаконным сборам денежных средств" 8(35361)36-6-61 - Мельник Дмитрий Анатольевич, юрист УО АМО; Петрова Наталья Анатольевна, главный специалист УО АМО.

Получить информацию об организации занятий можно у руководителей вашего творческого объединения или по телефону:

+7(919)866-19-47 - Берникова Светлана Геннадьевна, зав. отделом МБУДО "ДПШ".

С образцом заявления о переходе учащегося на дистанционный режим можно ознакомиться здесь.

Стоп коронавирус

Положение

о проведении конкурса профессионального мастерства

педагогов дополнительного образования

"Занятие года"

 

      Цель конкурса: смотр педагогического мастерства, выявление талантливых педагогов дополнительного образования и передового педагогического опыта.

       Задачи:

-    поиск новых педагогических идей и технологий в практике системы дополнительного образования;

-    повышение профессионального мастерства и престижа труда педагогов дополнительного образования;

-    выявление передового педагогического опыта.

Участники конкурса: педагоги дополнительного образования, руководители объединений любого профиля  (эстетического, художественного, технического, краеведческого, культурологического, спортивного и др.) без ограничения возраста, стажа работы и квалификационной категории.

Условия проведения:

Для участия в конкурсе необходимо до 1 декабря 2014 года прислать заявку по указанной форме:

 

№ п/п

Ф.И.О.

 

Образовательное учреждение

Наименование объединения и образовательной программы, по которой работает педагог

Тема занятия

Дата, время и место проведения

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия оформляется в 2-х экземплярах: один сдается членам жюри перед началом занятия вместе с образовательной программой объединения и журналом учета посещаемости, другой остается у педагога.

При подготовке занятия следует помнить о том, что:

-   продолжительность открытого занятия с воспитанниками школьного возраста – 45 минут, дошкольниками – 30 минут;

-   тема открытого занятия должна вписываться в контекст образовательной программы.

По окончании занятия конкурсант имеет возможность комментария к своему занятию, жюри может задать возникшие по ходу занятия вопросы. Оценка занятия производится в соответствии с разработанными критериями (см. приложение №1).

Номинации конкурса:

- занятие с применением активных методов обучения;

- занятие с применением ИКТ-технологий;

- занятие с применением технологии проектной деятельности.

 

Подведение итогов. Результаты конкурса подводятся до 30 апреля 2015 г. Победители награждаются дипломами I, II и III степени.

Состав жюри:

Председатель жюри: А.И. Хакимова – директор МБОУДОД ДПШ

1. Н.В. Побединская – зам. директора по информационно-методической работе;

2. Л.С. Раскина – зам. директора по учебной работе;

3. Е.Г. Филатова – зав. отделом "Родные истоки";

4. Т.А. Валишева – зав. отделом "Наследники";

5. А.М. Валишева – зав. отделом "ТвИнт";

6. Ю.Ф. Никифорова – методист МБОУДОД ДПШ.

 

 

Координатор конкурса: Никифорова Юлия Федоровна, тел. 36–9–44.

Заявки отправлять по адресу: ул. Строителей 13, Дом пионеров и школьников (можно электронной почтой).


 

 

Приложение 1

Критерии оценки конкурсного занятия

 

1.

Целеполагание и мотивация деятельности

-       знакомство обучающихся с целью занятия;

-       пояснение цели занятия и раскрытие значения изучаемого материала;

-       проблемно-творческое построение занятия (постановка проблемно-творческих заданий  и др.)

2.

Научно-методический уровень обучения

-       соответствие излагаемого  материала образовательной программе;

-       раскрытие понятийного аппарата в соответствии с современными  научными воззрениями  и требованиями методики;

-       осуществление интеграции предметных знаний и сведений из смежных дисциплин;

-       наличие авторского конструирования учебного материала при соблюдении общей научной логики изложения:

  • объединение основных понятий темы в блоки;
  • выделение взаимосвязей в материале занятия;
  • изменение традиционной логики изложения материала.

3.

Гуманистическая направленность обучения

-       постановка общих целей развития личности;

-       приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям и идеям;

-       формирование умения общаться на гуманистической основе.

4.

Уровни педагогических технологий

-       владение набором традиционных  приемов и методов обучения;

-       творческое применение имеющихся педагогических инноваций и педагогических достижений на занятии;

-       использование собственных оригинальных технологических приемов, методик и разработок для создания среды развития обучающихся на занятии.

5.

Уровни личностно-ориентированного взаимодействия в среде обучения

-       организация фронтального и группового обучения на занятии;

-        осуществление учета индивидуальных особенностей обучающихся, коррекция их знаний и опыта;

- овладение средствами элементарной диагностики  уровней готовности к обучению, индивидуальных интересов  и способностей, реализации дифференцированного подхода: использование дополнительного материала, материала повышенной сложности.

6.

Организация дифференцированного обучения

-       использование дифференцированных дидактических материалов при организации практических работ;

-       применение уровневых упражнений, задач с развивающим содержанием и заданий разной степени сложности.

7.

Формирование у обучающихся умений самостоятельного учебного труда.

-       организация работы с информацией (пособия, книги, аудио-, видеоматериалы);

-       формирование умений самостоятельно пополнять знания при работе с источниками информации;

8.

Системность и целостность обучения

-       рассмотрение занятия как целостной единицы образовательного процесса. Осуществление достижения целей занятия;

-       логика и системное построение занятия;

-       оптимальный объем теоретического и практического материала.

  

 

 Приложение 2

 

Занятие с применением активных методов обучения

 

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей занятия.

 

Активные методы обучения

 

Неимитационные

Имитационные

Неигровые

Игровые

Проблемное обучение.

Лабораторная работа.

Практическое занятие.

Эвристическая лекция, семинар.

Тематическая дискуссия.

Курсовая работа.

Программированное обучение.

Дипломное проектирование.

Научно-практическая конференция.

Занятие на производстве.

Стажировка без выполнения ролей.

Анализ конкретных ситуаций.

Имитационное упражнение.

Действия по инструкции.

Разбор документации.

Деловая игра.

Разыгрывание ролей.

Игровое проектирование.

Стажировка с выполнением ролей.

 

 

К активным методам обучения относятся:

 

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

"Круглый стол" — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания обучающихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями педагога и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с педагогом обучающиеся "открывают" для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

 

Приложение 3

 

Занятие с применением ИКТ-технологий

 

В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

В современных источниках информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся.

Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

– экономию времени при объяснении нового материала;

– представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

– воздействие на разные системы восприятия обучающихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; дифференцированный подход к обучению обучающихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;

– постоянный оперативный контроль над усвоением материала обучающимися;

– вариативность в работе педагога, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста обучающихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.

Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение мультимедиа технологии способствует повышению мотивации обучения обучающихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру занятия, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на обучающихся.

Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность занятия. Мультимедиа технологии наряду с живым словом педагога является важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы  образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, методы.

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:

-           совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

-           повышение продуктивности самоподготовки обучающихся;

-           индивидуализация работы самого педагога;

-           ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

-           усиление мотивации к обучению;

- активизация процесса обучения, возможность привлечения обучающихся к исследовательской деятельности;

-           обеспечение гибкости процесса обучения.

 

Классификация информационно-коммуникативных технологий

 

Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии

Сберегающие экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).

Рационализирующие информационные технологии – это автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках).

Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. Выделяют следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.

Наиболее распространенными информационными технологиями, применяемыми в работе педагога, являются презентации, интерактивные программы-тренажёры, интернет-ресурсы.

 

Приложение 4

 

Занятие с применением технологии проектной деятельности

 

Проектная деятельность широко используется как форма учебной работы в УДОД. Она представляет собой своеобразную форму организации учебного процесса, предполагающую доскональное, самостоятельное изучение воспитанниками какой-либо проблемы с презентацией и последующей защитой результатов работы. Использование данной деятельности позволяет обучать воспитанников навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повышает мотивацию к обучению, позволяет адаптировать обучающихся к реалиям современного мира. Основной задачей является получение знаний (как по программе, так и сверх программы) и осуществление межпредметных связей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учебный проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности, в которой от организации взаимодействия  между его участниками  зависит успех всего проекта.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Основные характеристики проекта как формы учебной деятельности:

  • представляет собой самостоятельную индивидуальную или групповую работу поискового, исследовательского или творческого характера;
  • проводится по строго определенной теме;
  • требует привлечения разнообразных источников информации;
  • позволяет рассмотреть тему с различных позиций, реализует межпредметные связи;
  • заканчивается презентацией результатов работы;
  • обязательно включает оценку и самооценку работы;
  • проводится в тесном контакте между воспитанниками и педагогом.

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной деятельности.

Положение

о проведении районного конкурса на лучший логотип объединения

 

Цель конкурса: привлечение внимания к системе дополнительного образования детей, содействие формированию положительного имиджа учреждения.

Задачи:

-            создавать условия для самореализации педагогов дополнительного образования;

-            выявлять и поддерживать творчески работающих педагогов;

-            формировать единое информационное поле;

-            способствовать включению всех участников учебно-воспитательного процесса в творческий диалог.

-          разработка эмблемы (логотипа) для дальнейшего использования ее в качестве символики объединения.

 

Участники конкурса: педагоги дополнительного образования, руководители объединений любого профиля (эстетического, художественного, технического, краеведческого, культурологического, спортивного и др.) без ограничения возраста, стажа работы и квалификационной категории, заведующие отделами.

 

Условия проведения:

Для участия в конкурсе необходимо до 20 января 2015 года прислать конкурсную работу (логотип и его описание) и заявку с указанием:

  1. фамилии, имени отчества педагога;
  2. наименования объединения;
  3. возраста детей.

Номинации конкурса:

- логотип творческого объединения дополнительного образования детей;

- логотип отдела ДПШ.

Основные критерии конкурсных работ.

  • Адекватное значение. Логотип должен создавать образ, соответствующий целям и  задачам объединения, отражать специфику объединения.
  • Уникальность и оригинальность. Логотип не должен ассоциироваться с уже существующими знаками.
  • Легкость для восприятия. Логотип должен быть понятен большинству зрителей.
  • Масштабируемость. Знак должен одинаково хорошо восприниматься и не терять значения в любом воспринимаемом масштабе.
  • Эмоциональный окрас. Логотип должен стать ярким, запоминающимся символом объединения, найти отклик у воспитанников, стать опознавательным и представительским знаком объединения. Он должен быть красочным, привлекающим внимание, с простыми понятными образами и может включать в себя оригинальное написание слов и словосочетаний «ДПШ», название объединения и т.д. на русском или английском языке и соответствующее ему изображение – графический символ.
  • Пояснительная записка (в свободной форме). Каждый элемент предлагаемой эмблемы должен сопровождаться описанием, авторской трактовкой символического значения и обоснованием цветового решения (например, звезда – символ таланта, круг – символ единства, синий цвет – цвет творчества и т.д.).

 

Технические характеристики принимаемых файлов.

Работа принимается в электронном варианте в форматах jpg, jpeg, png и др.

Приветствуется выполнение конкурсной работы с применением различных графических редакторов.

 

Подведение итогов. Результаты конкурса подводятся до 27 января 2015 г. Победители награждаются дипломами I, II и III степени. В дальнейшем рекомендуется активно использовать конкурсные работы при разработке сайтов объединений, личных страничек педагогов дополнительного образования, заведующих отделами.

Состав жюри:

Председатель жюри: А.И. Хакимова – директор МБОУДОД ДПШ.

Н.В. Побединская – зам. директора по информационно-методической работе;

Р.Р. Дубинина – зам. директора по воспитательной работе;

Л.С. Раскина – зам. директора по учебной работе;

Ю.Ф. Никифорова – методист МБОУДОД ДПШ;

Э.Д. Лимарева – методист МБОУДОД ДПШ.

 

Координатор конкурса: Никифорова Юлия Федоровна, тел. 36–9–44.

Заявки и работы отправлять электронной почтой: dpsh-kuv@yandex.ru или предоставить в методический кабинет на электронном носителе.

 


 

Глоссарий

Логоти?п (от др.-греч. ????? – слово + ????? – отпечаток) – графический знак, эмблема или символ, используемый территориальными образованиями, коммерческими предприятиями, организациями и частными лицами для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме. Логотип может представлять собой как чисто графический знак, так и сочетание с названием сущности, которую он идентифицирует, в виде стилизованных букв и/или идеограммы. Логотипы широко применяются для изображения товарных знаков, в качестве эмблем юридических лиц.

Назначение

Логотип – важнейший элемент имиджа компании. Он служит, в первую очередь, для идентификации компании на рынке. Логотипы появились для того, чтобы отличать продукцию различных фирм в рамках одной отрасли. Зарегистрированная торговая марка защищает компанию от недобросовестной конкуренции и позволяет защитить её права в суде. В восприятии потребителя наличие логотипа или товарного знака фирмы, имеющей устоявшуюся репутацию, является гарантией качества товара. Товары, не имеющие известного логотипа, называют noname.

Требования к логотипу

  • запоминаемость
  • универсальность
  • оригинальность
  • ассоциативность
  • выразительность
  • функциональность
  • лаконичность
  • уникальность

Функции логотипа

Идеальный логотип должен решать 6 основополагающих функций:

- фактическую (канал, контакт между носителем и получателем: вывески на домах, таблички офисов…);

- экспрессивную (визуальное сообщение миссии компании: идентичность и характеристики компании);

- референтную (информация о продукте: подытоживает характеристики компании);

- импрессивную (впечатление от увиденного: воздействие на потребителя);

- поэтическую (эмоциональный позыв, эстетическое восприятие);

- металингвистическую (информационный код сообщения: словесное и символьное восприятие).

Положение о проведении конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования "Занятие года"

Цель конкурса: смотр педагогического мастерства, выявление талантливых педагогов дополнительного образования и передового педагогического опыта.

Задачи:

  • поиск новых педагогических идей и технологий в практике системы дополнительного образования;
  • повышение профессионального мастерства и престижа труда педагогов дополнительного образования;
  • выявление передового педагогического опыта.

Участники конкурса: педагоги дополнительного образования, руководители объединений любого профиля (эстетического, художественного, технического, краеведческого, культурологического, спортивного и др.) без ограничения возраста, стажа работы и квалификационной категории.

Условия проведения:

Для участия в конкурсе необходимо до 31 октября 2012 года прислать заявку с указанием:

  1. фамилии, имени отчества педагога, территории и школы, которую он представляет;
  2. наименования объединения и образовательной программы, по которой работает педагог;
  3. темы занятия;
  4. даты, времени и места проведения занятия (занятия проводятся на базе своего ОУ).

Конспект занятия (разработка мероприятия) оформляется в 2-х экземплярах: один сдается членам жюри перед началом занятия (мероприятия) вместе с образовательной программой объединения и журналом учета посещаемости, другой остается у педагога.

При подготовке занятия следует помнить о том, что:

  • продолжительность открытого занятия с воспитанниками школьного возраста – 45 минут;
  • продолжительность совместного с родителями открытого занятия – 45 минут.
  • тема открытого занятия должна вписываться в контекст образовательной программы.

По окончании занятия конкурсант имеет возможность комментария к своему занятию, жюри может задать возникшие по ходу занятия вопросы. Оценка занятия производится в соответствии с разработанными критериями (см. приложение №1).

Номинации конкурса:

I. "Педагог и дети":

  • - интегрированное занятие (занятие, посвященное учебной теме, имеющей отражение в разных дополнительных образовательных программах, реализуемых на базе одного ОУ, подготовленное группой педагогов);
  • - занятие с применением активных методов обучения.

II. "Педагог и родители":

  • - занятие с родителями в роли равноправных участников учебно-воспитательного процесса.

Подведение итогов. Результаты конкурса подводятся до 30 апреля 2013 г. Победители награждаются дипломами I, II и III степени и призами.

Состав жюри:

Председатель жюри: А.И. Хакимова – директор МБОУДОД ДПШ

  1. С.Г. Циома – зам. директора по информационно-методической работе;
  2. Л.С. Раскина – зам. директора по учебной работе;
  3. Е.Г. Филатова – зав. отделом "Родные истоки";
  4. Г.В. Виноградова – зав. отделом "Наследники";
  5. Е.В. Бабенко – методист МБОУДОД ДПШ;
  6. Ю.Ф. Никифорова – методист МБОУДОД ДПШ.

Координатор конкурса: Никифорова Юлия Федоровна, тел. 36–9–44.
Заявки отправлять по адресу: ул. Строителей 13, Дом пионеров и школьников
или по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 


Приложение №1

Критерии оценки конкурсного занятия

1 Целеполагание и мотивация деятельности знакомство обучающихся с целью занятия; пояснение цели занятия и раскрытие значения изучаемого материала; проблемно-творческое построение занятия (постановка проблемно-творческих заданий и др.)
2 Научно-методический уровень обучения соответствие излагаемого материала образовательной программе; раскрытие понятийного аппарата в соответствии с современными научными воззрениями и требованиями методики; осуществление интеграции предметных знаний и сведений из смежных дисциплин; наличие авторского конструирования учебного материала при соблюдении общей научной логики изложения: объединение основных понятий темы в блоки; выделение взаимосвязей в материале занятия; изменение традиционной логики изложения материала.
3 Гуманистическая направленность обучения постановка общих целей развития личности; приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям и идеям; формирование умения общаться на гуманистической основе.
4 Уровни педагогических технологий владение набором традиционных приемов и методов обучения; творческое применение имеющихся педагогических инноваций и педагогических достижений на занятии; использование собственных оригинальных технологических приемов, методик и разработок для создания среды развития обучающихся на занятии.
5 Уровни личностно-ориентированного взаимодействия в среде обучения организация фронтального и группового обучения на занятии; осуществление учета индивидуальных особенностей обучающихся, коррекция их знаний и опыта; - овладение средствами элементарной диагностики уровней готовности к обучению, индивидуальных интересов и способностей, реализации дифференцированного подхода: использование дополнительного материала, материала повышенной сложности.
6 Организация дифференцированного обучения использование дифференцированных дидактических материалов при организации практических работ; применение уровневых упражнений, задач с развивающим содержанием и заданий разной степени сложности.
7 Формирование у обучающихся умений самостоятельного учебного труда. организация работы с информацией (пособия, книги, аудио-, видеоматериалы); формирование умений самостоятельно пополнять знания при работе с источниками информации;
8 Системность и целостность обучения рассмотрение занятия как целостной единицы образовательного процесса. Осуществление достижения целей занятия; логика и системное построение занятия; оптимальный объем теоретического и практического материала

Приложение №2

Интегрированное занятие – (от "интеграция" - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение).

Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей - проявление творческой активности преподавателя.

Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с программой информатизации обучения.

Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления воспитанников, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать обучающимся представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию-пародию на межпредметные связи.

Пути интеграции могут быть горизонтальные - объединение сходного материала в разных учебных дисциплинах и вертикальные - объединение одним преподавателем в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности.

Можно выделить следующие уровни (ступени) интеграции:

  1. Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень можно назвать иллюстративно-описательным.
  2. Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных учебных дисциплин).
  3. Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными дисциплинами  в совокупности всех их средств и методов).
  4. Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

Последний диалектический уровень интеграции предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.

Закономерности интегрированного занятия:

  • все занятие подчинено авторскому замыслу;
  • занятие составляет единое целое, этапы занятия - это фрагменты целого;
  • этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;
  • отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;
  • цепочка сведений организована как "данное" и "новое" и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей занятия.

Активные методы обучения

НеимитационныеИмитационные
НеигровыеИгровые
Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция, семинар.
Тематическая дискуссия.
Курсовая работа.
Программированное обучение.
Дипломное проектирование.
Научно-практическая конференция.
Занятие на производстве.
Стажировка без выполнения ролей.
Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации.
Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.
Стажировка с выполнением ролей.

 

К активным методам обучения относятся:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

"Круглый стол" — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания обучающихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями педагога и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с педагогом обучающиеся "открывают" для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса профессионального мастерства
педагогов дополнительного образования
"Занятие года"

Цель конкурса: смотр педагогического мастерства, выявление талантливых педагогов дополнительного образования и передового педагогического опыта.
Задачи:
- поиск новых педагогических идей и технологий в практике системы дополнительного образования;
- повышение профессионального мастерства и престижа труда педагогов дополнительного образования;
- выявление передового педагогического опыта.
Участники конкурса: педагоги дополнительного образования, руководители объединений любого профиля (эстетического, художественного, технического, краеведческого, культурологического, спортивного и др.) без ограничения возраста, стажа работы и квалификационной категории.

 

Условия проведения:

Для участия в конкурсе необходимо до 31 октября 2013 года прислать заявку с указанием:
1. фамилии, имени отчества педагога, территории и школы, которую он представляет;
2. наименования объединения и образовательной программы, по которой работает педагог;
3. темы занятия;
4. даты, времени и места проведения занятия (занятия проводятся на базе своего ОУ).
Конспект занятия оформляется в 2-х экземплярах: один сдается членам жюри перед началом занятия вместе с образовательной программой объединения и журналом учета посещаемости, другой остается у педагога.
При подготовке занятия следует помнить о том, что:
- продолжительность открытого занятия с воспитанниками школьного возраста – 45 минут.
- тема открытого занятия должна вписываться в контекст образовательной программы.
По окончании занятия конкурсант имеет возможность комментария к своему занятию, жюри может задать возникшие по ходу занятия вопросы. Оценка занятия производится в соответствии с разработанными критериями (см. приложение №1).

Номинации конкурса:

- занятие с применением здоровьесберегающих технологий;

- занятие с применением активных методов обучения;

- занятие с применением ИКТ-технологий.

Подведение итогов. Результаты конкурса подводятся до 30 апреля 2014 г. Победители награждаются дипломами I, II и III степени.

Состав жюри:

Председатель жюри: А.И. Хакимова – директор МБОУДОД ДПШ

1. С.Г. Циома – зам. директора по информационно-методической работе;

2. Л.С. Раскина – зам. директора по учебной работе;

3. Е.Г. Филатова – зав. отделом "Родные истоки";

4. Г.В. Виноградова – зав. отделом "Наследники";

5. Н.В. Побединская – зав. отделом "Панорама";

6. С.Г. Жабина – зав. отделом "ТВИНТ"

7. Е.В. Бабенко – методист МБОУДОД ДПШ;

8. Ю.Ф. Никифорова – методист МБОУДОД ДПШ.

Координатор конкурса: Никифорова Юлия Федоровна, тел. 36–9–44.

Заявки отправлять по адресу: ул. Строителей 13, Дом пионеров и школьников (можно электронной почтой: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.).

 

Приложение №1

Критерии оценки конкурсного занятия

1 Целеполагание и мотивация деятельности знакомство обучающихся с целью занятия; пояснение цели занятия и раскрытие значения изучаемого материала; проблемно-творческое построение занятия (постановка проблемно-творческих заданий и др.)
2 Научно-методический уровень обучения соответствие излагаемого материала образовательной программе; раскрытие понятийного аппарата в соответствии с современными научными воззрениями и требованиями методики; осуществление интеграции предметных знаний и сведений из смежных дисциплин; наличие авторского конструирования учебного материала при соблюдении общей научной логики изложения: объединение основных понятий темы в блоки; выделение взаимосвязей в материале занятия; изменение традиционной логики изложения материала.
3 Гуманистическая направленность обучения постановка общих целей развития личности; приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям и идеям; формирование умения общаться на гуманистической основе.
4 Уровни педагогических технологий владение набором традиционных приемов и методов обучения; творческое применение имеющихся педагогических инноваций и педагогических достижений на занятии; использование собственных оригинальных технологических приемов, методик и разработок для создания среды развития обучающихся на занятии.
5 Уровни личностно-ориентированного взаимодействия в среде обучения организация фронтального и группового обучения на занятии; осуществление учета индивидуальных особенностей обучающихся, коррекция их знаний и опыта; - овладение средствами элементарной диагностики уровней готовности к обучению, индивидуальных интересов и способностей, реализации дифференцированного подхода: использование дополнительного материала, материала повышенной сложности.
6 Организация дифференцированного обучения использование дифференцированных дидактических материалов при организации практических работ; применение уровневых упражнений, задач с развивающим содержанием и заданий разной степени сложности.
7 Формирование у обучающихся умений самостоятельного учебного труда. организация работы с информацией (пособия, книги, аудио-, видеоматериалы); формирование умений самостоятельно пополнять знания при работе с источниками информации;
8 Системность и целостность обучения рассмотрение занятия как целостной единицы образовательного процесса. Осуществление достижения целей занятия; логика и системное построение занятия; оптимальный объем теоретического и практического материала

Приложение №2

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей занятия.

Активные методы обучения

НеимитационныеИмитационные
НеигровыеИгровые
Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция, семинар.
Тематическая дискуссия.
Курсовая работа.
Программированное обучение.
Дипломное проектирование.
Научно-практическая конференция.
Занятие на производстве.
Стажировка без выполнения ролей.
Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации.
Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.
Стажировка с выполнением ролей.

 

К активным методам обучения относятся:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

"Круглый стол" — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания обучающихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями педагога и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с педагогом обучающиеся "открывают" для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

 Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров О.В.) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

o Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

o Учет особенностей возрастного развития детей и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. обучающихся данной возрастной группы.

o Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

o Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

По словам профессора Н. К. Смирнова, "здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся".

"Здоровьеформирующие образовательные технологии", по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

1. условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.    Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребенка, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

  По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. 

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Принципы здоровьесбережения
 Понятие "здоровьесберегающая технология" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и воспитанников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

• "Не навреди! " — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью воспитанника и педагога.

• Приоритет заботы о здоровье педагога и обучающегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

• Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.

• Субъект-субъектные взаимоотношения — обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

• Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся.

• Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

• Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

• Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

• Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.  

 Следует отметить, что все здорвоьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

 В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
 В современных источниках информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
 Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.  Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся.

  Использование электронных обучающих средств на занятиях обеспечивает:

– экономию времени при объяснении нового материала;

– представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

– воздействие на разные системы восприятия обучающихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; дифференцированный подход к обучению обучающихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;

– постоянный оперативный контроль над усвоением материала обучающимися;

– вариативность в работе педагога, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста обучающихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.

  Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение мультимедиа технологии способствует повышению мотивации обучения обучающихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру занятия, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на обучающихся.
  Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность занятия. Мультимедиа технологии наряду с живым словом педагога является важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, методы.

  Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:

? совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

? повышение продуктивности самоподготовки обучающихся;

? индивидуализация работы самого педагога;

? ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

? усиление мотивации к обучению;

? активизация процесса обучения, возможность привлечения обучающихся к исследовательской деятельности;

? обеспечение гибкости процесса обучения.

Классификация информационно-коммуникативных технологий

Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии

Сберегающие экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).

Рационализирующие информационные технологии – это автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках).

Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению.

Выделяют следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.
Наиболее распространенными информационными технологиями, применяемыми в работе педагога, являются презентации, интерактивные программы-тренажёры, интернет-ресурсы.

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса профессионального мастерства
педагогов дополнительного образования
"Занятие года"

 

Цель конкурса: смотр педагогического мастерства, выявление талантливых педагогов дополнительного образования и передового педагогического опыта.

Задачи:

- поиск новых педагогических идей и технологий в практике системы дополнительного образования;

- повышение профессионального мастерства и престижа труда педагогов дополнительного образования;

- выявление передового педагогического опыта.

Участники конкурса: педагоги дополнительного образования, руководители объединений любого профиля (эстетического, художественного, технического, краеведческого, культурологического, спортивного и др.) без ограничения возраста, стажа работы и квалификационной категории.

Условия проведения:

Для участия в конкурсе необходимо до 31 января 2012 года прислать заявку по форме:

с указанием:

 

ФИО педагога, ОУ, наименование объединения

Тема занятия

Дата, время

База проведения

 

Конспект занятия (разработка мероприятия) оформляется в 2-х экземплярах: один сдается членам жюри перед началом занятия (мероприятия) вместе с образовательной программой объединения и журналом учета посещаемости, другой остается у педагога.

При подготовке занятия следует помнить о том, что:

- продолжительность открытого занятия с воспитанниками школьного возраста – 45 минут;

- продолжительность открытого мероприятия с родителями – 45-60 мин.

- тема открытого занятия должна вписываться в контекст образовательной программы.

По окончании занятия конкурсант имеет возможность комментария к своему занятию, жюри может задать возникшие по ходу занятия вопросы. Оценка занятия (мероприятия) производится в соответствии с разработанными критериями (см. приложение №1).

Номинации конкурса:

I. "Педагог и дети":

- интегрированное занятие (занятие, посвященное учебной теме, имеющей отражение в разных дополнительных образовательных программах, реализуемых на базе одного ОУ, подготовленное группой педагогов);

- занятие с применением современных технологии (проектная деятельность, ИКТ и пр.)

II. "Педагог и родители":

- вечер отдыха, родительское собрание, творческая мастерская и пр.

Подведение итогов. Результаты конкурса подводятся до 30 апреля 2012 г. Победители награждаются дипломами I, II и III степени и призами.

Состав жюри:

Председатель жюри: А.И. Хакимова – директор МБОУДОД ДПШ

1. С.Г. Циома – зам. директора по информационно-методической работе;

2. Л.С. Раскина – зам. директора по учебной работе;

3. Е.Г. Филатова – зав. отделом художественно-эстетического воспитания;

4. Г.В. Виноградова – зав. отделом гражданско-патриотического воспитания;

5. Е.В. Бабенко – методист МБОУДОД ДПШ;

6. Ю.Ф. Никифорова – методист МБОУДОД ДПШ;

7. А.Г. Ибраева – методист МБОУДОД ДПШ;

8. М.В. Девятьярова – методист МБОУДОД ДПШ.

 

Координатор конкурса: Никифорова Юлия Федоровна, тел. 36–9–44.

 

Заявки отправлять по адресу: ул. Строителей 13, Дом пионеров и школьников (можно электронной почтой).

 

Приложение №1

Критерии оценки конкурсного занятия

1.

Целеполагание и мотивация деятельности

- знакомство обучающихся с целью занятия;

- пояснение цели занятия и раскрытие значения изучаемого материала;

- проблемно-творческое построение занятия (постановка проблемно-творческих заданий и др.)

2.

Научно-методический уровень обучения

- соответствие излагаемого материала образовательной программе;

- раскрытие понятийного аппарата в соответствии с современными научными воззрениями и требованиями методики;

- осуществление интеграции предметных знаний и сведений из смежных дисциплин;

- наличие авторского конструирования учебного материала при соблюдении общей научной логики изложения:

  • объединение основных понятий темы в блоки;
  • выделение взаимосвязей в материале занятия;
  • изменение традиционной логики изложения материала.

3.

Гуманистическая направленность обучения

- постановка общих целей развития личности;

- приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям и идеям;

- формирование умения общаться на гуманистической основе.

4.

Уровни педагогических технологий

- владение набором традиционных приемов и методов обучения;

- творческое применение имеющихся педагогических инноваций и педагогических достижений на занятии;

- использование собственных оригинальных технологических приемов, методик и разработок для создания среды развития обучающихся на занятии.

5.

Уровни личностно-ориентированного взаимодействия в среде обучения

- организация фронтального и группового обучения на занятии;

- осуществление учета индивидуальных особенностей обучающихся, коррекция их знаний и опыта;

- овладение средствами элементарной диагностики уровней готовности к обучению, индивидуальных интересов и способностей, реализации дифференцированного подхода: использование дополнительного материала, материала повышенной сложности.

6.

Организация дифференцированного обучения

- использование дифференцированных дидактических материалов при организации практических работ;

- применение уровневых упражнений, задач с развивающим содержанием и заданий разной степени сложности.

7.

Формирование у обучающихся умений самостоятельного учебного труда.

- организация работы с информацией (пособия, книги, аудио-, видеоматериалы);

- формирование умений самостоятельно пополнять знания при работе с источниками информации;

8.

Системность и целостность обучения

- рассмотрение занятия как целостной единицы образовательного процесса. Осуществление достижения целей занятия;

- логика и системное построение занятия;

- оптимальный объем теоретического и практического материала.

 

Критерии оценки мероприятия с участием родителей

Критерии

Содержание требования

1. Актуальность мероприятия с участием родителей

1. Направленность на удовлетворение личной заинтересованности и личностных потребностей участников мероприятия.

2. Ориентация на наиболее актуальные проблемы воспитания современных детей и молодежи

3. Соответствие цели и содержания мероприятия целевым ориентирам жизнедеятельности объединения, особенностям протекания процессов обучения и воспитания

2. Оптимальность содержания мероприятия с участием родителей

1. Направленность содержания на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей

2. Выбор содержания на основе учета мнения членов родительского комитета, других родителей

3. Опора на теоретические знания и накопленный опыт работы по решению похожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов

3. Оптимальность методов и форм проведения мероприятия с участием родителей

1. Обоснованность выбора вида и формы проведения мероприятия с участием родителей, их соответствие цели, содержанию и особенностям работы с взрослой аудиторией

2. Разнообразие способов организации мыслительной и практической деятельности родителей на мероприятии.

3. Наличие приемов организации сотрудничества и кооперации, создания оптимального психологического климата

4. Культура оформления мероприятия с участием родителей

1. Целостность, логичность и связность структуры мероприятия с участием родителей

2. Полнота проработки структурных компонентов мероприятия