Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Получить информацию о работе Навигатора дополнительного образования можно по телефону "горячей линии": +7(922)821-01-15 - Хакимова Альбина Исмагиловна, руководитель МОЦ.

"Горячая линия по незаконным сборам денежных средств" 8(35361)36-6-61 - Мельник Дмитрий Анатольевич, юрист УО АМО; Петрова Наталья Анатольевна, главный специалист УО АМО.

Получить информацию об организации занятий можно у руководителей вашего творческого объединения или по телефону:

+7(912)346-60-78 - Валишева Татьяна Артуровна, зам. директора МБУДО "ДПШ".

С образцом заявления о переходе учащегося на дистанционный режим можно ознакомиться здесь.

Стоп коронавирус

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса профессионального мастерства
педагогов дополнительного образования
"Занятие года"

Цель конкурса: смотр педагогического мастерства, выявление талантливых педагогов дополнительного образования и передового педагогического опыта.
Задачи:
- поиск новых педагогических идей и технологий в практике системы дополнительного образования;
- повышение профессионального мастерства и престижа труда педагогов дополнительного образования;
- выявление передового педагогического опыта.
Участники конкурса: педагоги дополнительного образования, руководители объединений любого профиля (эстетического, художественного, технического, краеведческого, культурологического, спортивного и др.) без ограничения возраста, стажа работы и квалификационной категории.

 

Условия проведения:

Для участия в конкурсе необходимо до 31 октября 2013 года прислать заявку с указанием:
1. фамилии, имени отчества педагога, территории и школы, которую он представляет;
2. наименования объединения и образовательной программы, по которой работает педагог;
3. темы занятия;
4. даты, времени и места проведения занятия (занятия проводятся на базе своего ОУ).
Конспект занятия оформляется в 2-х экземплярах: один сдается членам жюри перед началом занятия вместе с образовательной программой объединения и журналом учета посещаемости, другой остается у педагога.
При подготовке занятия следует помнить о том, что:
- продолжительность открытого занятия с воспитанниками школьного возраста – 45 минут.
- тема открытого занятия должна вписываться в контекст образовательной программы.
По окончании занятия конкурсант имеет возможность комментария к своему занятию, жюри может задать возникшие по ходу занятия вопросы. Оценка занятия производится в соответствии с разработанными критериями (см. приложение №1).

Номинации конкурса:

- занятие с применением здоровьесберегающих технологий;

- занятие с применением активных методов обучения;

- занятие с применением ИКТ-технологий.

Подведение итогов. Результаты конкурса подводятся до 30 апреля 2014 г. Победители награждаются дипломами I, II и III степени.

Состав жюри:

Председатель жюри: А.И. Хакимова – директор МБОУДОД ДПШ

1. С.Г. Циома – зам. директора по информационно-методической работе;

2. Л.С. Раскина – зам. директора по учебной работе;

3. Е.Г. Филатова – зав. отделом "Родные истоки";

4. Г.В. Виноградова – зав. отделом "Наследники";

5. Н.В. Побединская – зав. отделом "Панорама";

6. С.Г. Жабина – зав. отделом "ТВИНТ"

7. Е.В. Бабенко – методист МБОУДОД ДПШ;

8. Ю.Ф. Никифорова – методист МБОУДОД ДПШ.

Координатор конкурса: Никифорова Юлия Федоровна, тел. 36–9–44.

Заявки отправлять по адресу: ул. Строителей 13, Дом пионеров и школьников (можно электронной почтой: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.).

 

Приложение №1

Критерии оценки конкурсного занятия

1 Целеполагание и мотивация деятельности знакомство обучающихся с целью занятия; пояснение цели занятия и раскрытие значения изучаемого материала; проблемно-творческое построение занятия (постановка проблемно-творческих заданий и др.)
2 Научно-методический уровень обучения соответствие излагаемого материала образовательной программе; раскрытие понятийного аппарата в соответствии с современными научными воззрениями и требованиями методики; осуществление интеграции предметных знаний и сведений из смежных дисциплин; наличие авторского конструирования учебного материала при соблюдении общей научной логики изложения: объединение основных понятий темы в блоки; выделение взаимосвязей в материале занятия; изменение традиционной логики изложения материала.
3 Гуманистическая направленность обучения постановка общих целей развития личности; приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям и идеям; формирование умения общаться на гуманистической основе.
4 Уровни педагогических технологий владение набором традиционных приемов и методов обучения; творческое применение имеющихся педагогических инноваций и педагогических достижений на занятии; использование собственных оригинальных технологических приемов, методик и разработок для создания среды развития обучающихся на занятии.
5 Уровни личностно-ориентированного взаимодействия в среде обучения организация фронтального и группового обучения на занятии; осуществление учета индивидуальных особенностей обучающихся, коррекция их знаний и опыта; - овладение средствами элементарной диагностики уровней готовности к обучению, индивидуальных интересов и способностей, реализации дифференцированного подхода: использование дополнительного материала, материала повышенной сложности.
6 Организация дифференцированного обучения использование дифференцированных дидактических материалов при организации практических работ; применение уровневых упражнений, задач с развивающим содержанием и заданий разной степени сложности.
7 Формирование у обучающихся умений самостоятельного учебного труда. организация работы с информацией (пособия, книги, аудио-, видеоматериалы); формирование умений самостоятельно пополнять знания при работе с источниками информации;
8 Системность и целостность обучения рассмотрение занятия как целостной единицы образовательного процесса. Осуществление достижения целей занятия; логика и системное построение занятия; оптимальный объем теоретического и практического материала

Приложение №2

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей занятия.

Активные методы обучения

НеимитационныеИмитационные
НеигровыеИгровые
Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция, семинар.
Тематическая дискуссия.
Курсовая работа.
Программированное обучение.
Дипломное проектирование.
Научно-практическая конференция.
Занятие на производстве.
Стажировка без выполнения ролей.
Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации.
Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.
Стажировка с выполнением ролей.

 

К активным методам обучения относятся:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

"Круглый стол" — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания обучающихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями педагога и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с педагогом обучающиеся "открывают" для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

 Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров О.В.) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

o Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

o Учет особенностей возрастного развития детей и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. обучающихся данной возрастной группы.

o Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

o Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

По словам профессора Н. К. Смирнова, "здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся".

"Здоровьеформирующие образовательные технологии", по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

1. условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.    Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым дети учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребенка, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

  По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. 

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Принципы здоровьесбережения
 Понятие "здоровьесберегающая технология" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и воспитанников.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

• "Не навреди! " — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью воспитанника и педагога.

• Приоритет заботы о здоровье педагога и обучающегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

• Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.

• Субъект-субъектные взаимоотношения — обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

• Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту обучающихся.

• Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

• Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

• Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

• Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.  

 Следует отметить, что все здорвоьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

 В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
 В современных источниках информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
 Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.  Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся.

  Использование электронных обучающих средств на занятиях обеспечивает:

– экономию времени при объяснении нового материала;

– представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

– воздействие на разные системы восприятия обучающихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; дифференцированный подход к обучению обучающихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;

– постоянный оперативный контроль над усвоением материала обучающимися;

– вариативность в работе педагога, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста обучающихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.

  Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение мультимедиа технологии способствует повышению мотивации обучения обучающихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру занятия, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на обучающихся.
  Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность занятия. Мультимедиа технологии наряду с живым словом педагога является важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, методы.

  Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:

? совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

? повышение продуктивности самоподготовки обучающихся;

? индивидуализация работы самого педагога;

? ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

? усиление мотивации к обучению;

? активизация процесса обучения, возможность привлечения обучающихся к исследовательской деятельности;

? обеспечение гибкости процесса обучения.

Классификация информационно-коммуникативных технологий

Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии

Сберегающие экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).

Рационализирующие информационные технологии – это автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках).

Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению.

Выделяют следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.
Наиболее распространенными информационными технологиями, применяемыми в работе педагога, являются презентации, интерактивные программы-тренажёры, интернет-ресурсы.