Положение
о проведении конкурса профессионального мастерства
педагогов дополнительного образования
"Занятие года"
Цель конкурса: смотр педагогического мастерства, выявление талантливых педагогов дополнительного образования и передового педагогического опыта.
Задачи:
- поиск новых педагогических идей и технологий в практике системы дополнительного образования;
- повышение профессионального мастерства и престижа труда педагогов дополнительного образования;
- выявление передового педагогического опыта.
Участники конкурса: педагоги дополнительного образования, руководители объединений любого профиля (эстетического, художественного, технического, краеведческого, культурологического, спортивного и др.) без ограничения возраста, стажа работы и квалификационной категории.
Условия проведения:
Для участия в конкурсе необходимо до 1 декабря 2014 года прислать заявку по указанной форме:
№ п/п |
Ф.И.О.
|
Образовательное учреждение |
Наименование объединения и образовательной программы, по которой работает педагог |
Тема занятия |
Дата, время и место проведения |
|
|
|
|
|
|
Конспект занятия оформляется в 2-х экземплярах: один сдается членам жюри перед началом занятия вместе с образовательной программой объединения и журналом учета посещаемости, другой остается у педагога.
При подготовке занятия следует помнить о том, что:
- продолжительность открытого занятия с воспитанниками школьного возраста – 45 минут, дошкольниками – 30 минут;
- тема открытого занятия должна вписываться в контекст образовательной программы.
По окончании занятия конкурсант имеет возможность комментария к своему занятию, жюри может задать возникшие по ходу занятия вопросы. Оценка занятия производится в соответствии с разработанными критериями (см. приложение №1).
Номинации конкурса:
- занятие с применением активных методов обучения;
- занятие с применением ИКТ-технологий;
- занятие с применением технологии проектной деятельности.
Подведение итогов. Результаты конкурса подводятся до 30 апреля 2015 г. Победители награждаются дипломами I, II и III степени.
Состав жюри:
Председатель жюри: А.И. Хакимова – директор МБОУДОД ДПШ
1. Н.В. Побединская – зам. директора по информационно-методической работе;
3. Е.Г. Филатова – зав. отделом "Родные истоки";
4. Т.А. Валишева – зав. отделом "Наследники";
5. А.М. Валишева – зав. отделом "ТвИнт";
6. Ю.Ф. Никифорова – методист МБОУДОД ДПШ.
Координатор конкурса: Никифорова Юлия Федоровна, тел. 36–9–44.
Заявки отправлять по адресу: ул. Строителей 13, Дом пионеров и школьников (можно электронной почтой).
Приложение 1
Критерии оценки конкурсного занятия
1. |
Целеполагание и мотивация деятельности - знакомство обучающихся с целью занятия; - пояснение цели занятия и раскрытие значения изучаемого материала; - проблемно-творческое построение занятия (постановка проблемно-творческих заданий и др.) |
2. |
Научно-методический уровень обучения - соответствие излагаемого материала образовательной программе; - раскрытие понятийного аппарата в соответствии с современными научными воззрениями и требованиями методики; - осуществление интеграции предметных знаний и сведений из смежных дисциплин; - наличие авторского конструирования учебного материала при соблюдении общей научной логики изложения:
|
3. |
Гуманистическая направленность обучения - постановка общих целей развития личности; - приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям и идеям; - формирование умения общаться на гуманистической основе. |
4. |
Уровни педагогических технологий - владение набором традиционных приемов и методов обучения; - творческое применение имеющихся педагогических инноваций и педагогических достижений на занятии; - использование собственных оригинальных технологических приемов, методик и разработок для создания среды развития обучающихся на занятии. |
5. |
Уровни личностно-ориентированного взаимодействия в среде обучения - организация фронтального и группового обучения на занятии; - осуществление учета индивидуальных особенностей обучающихся, коррекция их знаний и опыта; - овладение средствами элементарной диагностики уровней готовности к обучению, индивидуальных интересов и способностей, реализации дифференцированного подхода: использование дополнительного материала, материала повышенной сложности. |
6. |
Организация дифференцированного обучения - использование дифференцированных дидактических материалов при организации практических работ; - применение уровневых упражнений, задач с развивающим содержанием и заданий разной степени сложности. |
7. |
Формирование у обучающихся умений самостоятельного учебного труда. - организация работы с информацией (пособия, книги, аудио-, видеоматериалы); - формирование умений самостоятельно пополнять знания при работе с источниками информации; |
8. |
Системность и целостность обучения - рассмотрение занятия как целостной единицы образовательного процесса. Осуществление достижения целей занятия; - логика и системное построение занятия; - оптимальный объем теоретического и практического материала. |
Приложение 2
Занятие с применением активных методов обучения
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей занятия.
Активные методы обучения
Неимитационные |
Имитационные |
|
Неигровые |
Игровые |
|
Проблемное обучение. Лабораторная работа. Практическое занятие. Эвристическая лекция, семинар. Тематическая дискуссия. Курсовая работа. Программированное обучение. Дипломное проектирование. Научно-практическая конференция. Занятие на производстве. Стажировка без выполнения ролей. |
Анализ конкретных ситуаций. Имитационное упражнение. Действия по инструкции. Разбор документации. |
Деловая игра. Разыгрывание ролей. Игровое проектирование. Стажировка с выполнением ролей.
|
К активным методам обучения относятся:
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
"Круглый стол" — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания обучающихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями педагога и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с педагогом обучающиеся "открывают" для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.
Приложение 3
Занятие с применением ИКТ-технологий
В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
В современных источниках информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся.
Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:
– экономию времени при объяснении нового материала;
– представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
– воздействие на разные системы восприятия обучающихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; дифференцированный подход к обучению обучающихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;
– постоянный оперативный контроль над усвоением материала обучающимися;
– вариативность в работе педагога, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста обучающихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.
Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение мультимедиа технологии способствует повышению мотивации обучения обучающихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру занятия, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на обучающихся.
Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность занятия. Мультимедиа технологии наряду с живым словом педагога является важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, методы.
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:
- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
- повышение продуктивности самоподготовки обучающихся;
- индивидуализация работы самого педагога;
- ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
- усиление мотивации к обучению;
- активизация процесса обучения, возможность привлечения обучающихся к исследовательской деятельности;
- обеспечение гибкости процесса обучения.
Классификация информационно-коммуникативных технологий
Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии
Сберегающие экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).
Рационализирующие информационные технологии – это автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках).
Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).
Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. Выделяют следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.
Наиболее распространенными информационными технологиями, применяемыми в работе педагога, являются презентации, интерактивные программы-тренажёры, интернет-ресурсы.
Приложение 4
Занятие с применением технологии проектной деятельности
Проектная деятельность широко используется как форма учебной работы в УДОД. Она представляет собой своеобразную форму организации учебного процесса, предполагающую доскональное, самостоятельное изучение воспитанниками какой-либо проблемы с презентацией и последующей защитой результатов работы. Использование данной деятельности позволяет обучать воспитанников навыкам самостоятельной поисковой и исследовательской работы, повышает мотивацию к обучению, позволяет адаптировать обучающихся к реалиям современного мира. Основной задачей является получение знаний (как по программе, так и сверх программы) и осуществление межпредметных связей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учебный проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности, в которой от организации взаимодействия между его участниками зависит успех всего проекта.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Основные характеристики проекта как формы учебной деятельности:
- представляет собой самостоятельную индивидуальную или групповую работу поискового, исследовательского или творческого характера;
- проводится по строго определенной теме;
- требует привлечения разнообразных источников информации;
- позволяет рассмотреть тему с различных позиций, реализует межпредметные связи;
- заканчивается презентацией результатов работы;
- обязательно включает оценку и самооценку работы;
- проводится в тесном контакте между воспитанниками и педагогом.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной деятельности.