Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Получить информацию о работе Навигатора дополнительного образования можно по телефону "горячей линии": +7(922)821-01-15 - Хакимова Альбина Исмагиловна, руководитель МОЦ.

"Горячая линия по незаконным сборам денежных средств" 8(35361)36-6-61 - Мельник Дмитрий Анатольевич, юрист УО АМО; Петрова Наталья Анатольевна, главный специалист УО АМО.

Получить информацию об организации занятий можно у руководителей вашего творческого объединения или по телефону:

+7(912)346-60-78 - Валишева Татьяна Артуровна, зам. директора МБУДО "ДПШ".

С образцом заявления о переходе учащегося на дистанционный режим можно ознакомиться здесь.

Стоп коронавирус

Положение о проведении конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования "Занятие года"

Цель конкурса: смотр педагогического мастерства, выявление талантливых педагогов дополнительного образования и передового педагогического опыта.

Задачи:

  • поиск новых педагогических идей и технологий в практике системы дополнительного образования;
  • повышение профессионального мастерства и престижа труда педагогов дополнительного образования;
  • выявление передового педагогического опыта.

Участники конкурса: педагоги дополнительного образования, руководители объединений любого профиля (эстетического, художественного, технического, краеведческого, культурологического, спортивного и др.) без ограничения возраста, стажа работы и квалификационной категории.

Условия проведения:

Для участия в конкурсе необходимо до 31 октября 2012 года прислать заявку с указанием:

  1. фамилии, имени отчества педагога, территории и школы, которую он представляет;
  2. наименования объединения и образовательной программы, по которой работает педагог;
  3. темы занятия;
  4. даты, времени и места проведения занятия (занятия проводятся на базе своего ОУ).

Конспект занятия (разработка мероприятия) оформляется в 2-х экземплярах: один сдается членам жюри перед началом занятия (мероприятия) вместе с образовательной программой объединения и журналом учета посещаемости, другой остается у педагога.

При подготовке занятия следует помнить о том, что:

  • продолжительность открытого занятия с воспитанниками школьного возраста – 45 минут;
  • продолжительность совместного с родителями открытого занятия – 45 минут.
  • тема открытого занятия должна вписываться в контекст образовательной программы.

По окончании занятия конкурсант имеет возможность комментария к своему занятию, жюри может задать возникшие по ходу занятия вопросы. Оценка занятия производится в соответствии с разработанными критериями (см. приложение №1).

Номинации конкурса:

I. "Педагог и дети":

  • - интегрированное занятие (занятие, посвященное учебной теме, имеющей отражение в разных дополнительных образовательных программах, реализуемых на базе одного ОУ, подготовленное группой педагогов);
  • - занятие с применением активных методов обучения.

II. "Педагог и родители":

  • - занятие с родителями в роли равноправных участников учебно-воспитательного процесса.

Подведение итогов. Результаты конкурса подводятся до 30 апреля 2013 г. Победители награждаются дипломами I, II и III степени и призами.

Состав жюри:

Председатель жюри: А.И. Хакимова – директор МБОУДОД ДПШ

  1. С.Г. Циома – зам. директора по информационно-методической работе;
  2. Л.С. Раскина – зам. директора по учебной работе;
  3. Е.Г. Филатова – зав. отделом "Родные истоки";
  4. Г.В. Виноградова – зав. отделом "Наследники";
  5. Е.В. Бабенко – методист МБОУДОД ДПШ;
  6. Ю.Ф. Никифорова – методист МБОУДОД ДПШ.

Координатор конкурса: Никифорова Юлия Федоровна, тел. 36–9–44.
Заявки отправлять по адресу: ул. Строителей 13, Дом пионеров и школьников
или по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 


Приложение №1

Критерии оценки конкурсного занятия

1 Целеполагание и мотивация деятельности знакомство обучающихся с целью занятия; пояснение цели занятия и раскрытие значения изучаемого материала; проблемно-творческое построение занятия (постановка проблемно-творческих заданий и др.)
2 Научно-методический уровень обучения соответствие излагаемого материала образовательной программе; раскрытие понятийного аппарата в соответствии с современными научными воззрениями и требованиями методики; осуществление интеграции предметных знаний и сведений из смежных дисциплин; наличие авторского конструирования учебного материала при соблюдении общей научной логики изложения: объединение основных понятий темы в блоки; выделение взаимосвязей в материале занятия; изменение традиционной логики изложения материала.
3 Гуманистическая направленность обучения постановка общих целей развития личности; приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям и идеям; формирование умения общаться на гуманистической основе.
4 Уровни педагогических технологий владение набором традиционных приемов и методов обучения; творческое применение имеющихся педагогических инноваций и педагогических достижений на занятии; использование собственных оригинальных технологических приемов, методик и разработок для создания среды развития обучающихся на занятии.
5 Уровни личностно-ориентированного взаимодействия в среде обучения организация фронтального и группового обучения на занятии; осуществление учета индивидуальных особенностей обучающихся, коррекция их знаний и опыта; - овладение средствами элементарной диагностики уровней готовности к обучению, индивидуальных интересов и способностей, реализации дифференцированного подхода: использование дополнительного материала, материала повышенной сложности.
6 Организация дифференцированного обучения использование дифференцированных дидактических материалов при организации практических работ; применение уровневых упражнений, задач с развивающим содержанием и заданий разной степени сложности.
7 Формирование у обучающихся умений самостоятельного учебного труда. организация работы с информацией (пособия, книги, аудио-, видеоматериалы); формирование умений самостоятельно пополнять знания при работе с источниками информации;
8 Системность и целостность обучения рассмотрение занятия как целостной единицы образовательного процесса. Осуществление достижения целей занятия; логика и системное построение занятия; оптимальный объем теоретического и практического материала

Приложение №2

Интегрированное занятие – (от "интеграция" - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение).

Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей - проявление творческой активности преподавателя.

Наибольший эффект интегрированные занятия дают тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с программой информатизации обучения.

Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления воспитанников, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать обучающимся представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию-пародию на межпредметные связи.

Пути интеграции могут быть горизонтальные - объединение сходного материала в разных учебных дисциплинах и вертикальные - объединение одним преподавателем в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности.

Можно выделить следующие уровни (ступени) интеграции:

  1. Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень можно назвать иллюстративно-описательным.
  2. Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных учебных дисциплин).
  3. Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными дисциплинами  в совокупности всех их средств и методов).
  4. Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

Последний диалектический уровень интеграции предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.

Закономерности интегрированного занятия:

  • все занятие подчинено авторскому замыслу;
  • занятие составляет единое целое, этапы занятия - это фрагменты целого;
  • этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;
  • отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;
  • цепочка сведений организована как "данное" и "новое" и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности обучающихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей занятия.

Активные методы обучения

НеимитационныеИмитационные
НеигровыеИгровые
Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция, семинар.
Тематическая дискуссия.
Курсовая работа.
Программированное обучение.
Дипломное проектирование.
Научно-практическая конференция.
Занятие на производстве.
Стажировка без выполнения ролей.
Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации.
Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.
Стажировка с выполнением ролей.

 

К активным методам обучения относятся:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

"Круглый стол" — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания обучающихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями педагога и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с педагогом обучающиеся "открывают" для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.