Источник: Женский журнал Домашний Очаг
Новый учебный год – новые проблемы и вопросы, которые неизбежно возникают у школьников и их родителей...
На наиболее часто задаваемые вопросы отвечает председатель Совета директоров района «Тверской» Центрального окружного управления образования г. Москвы, Заслуженный учитель Российской Федерации, директор школы №1276 с углубленным изучением английского языка Нина Владимировна Куликова.
С чем связана большая загруженность учащихся и как с ней бороться?
В этом вопросе все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Нам всем хочется, чтобы дети не были перегружены и хорошо учились. При этом очевидно, что успешно сдать экзамены в вуз или ЕГЭ, выполнить проверочные и зачетные работы может только тот, кто достаточно много времени посвящает учебе в школе и дома. Учителя не самовольно решают, чему должен научиться ребенок, их работу контролируют администрация школы и вышестоящие организации. Конечно, бывают исключения, но родитель всегда может обратиться за разъяснениями к администрации школы. На самом деле с перегрузкой борются не только родители, но и Министерство образования. Школа работает по учебному плану, который перед каждым учебным годом согласуется и утверждается с вышестоящим Управлением образования в строгом соответствии с требованиями Министерства образования и науки. Есть санэпидемологический контроль, сотрудники которого, в частности, стараются следить за объемом домашнего задания для школьников. Сейчас в некоторых округах г. Москвы в соответствующей графе классного журнала пишут, на сколько времени рассчитано домашнее задание по предмету, при этом суммарное время для выполнения всех уроков не должно превышать особую возрастную норму. И это правильно. Но наступает время зачетов и экзаменов, когда необходимо показать высокий уровень знаний, и вдруг оказывается, что времени на подготовку было явно недостаточно. Так что не знаешь иногда, с чем и как бороться.
Почему в некоторых школах существует шестидневка?
Это зависит от статуса школы. Учебный план в гимназиях, школах с углубленным изучением предметов таков, что распределить количество занятий можно только на 6 дней. Дело в том, что по нормам санэпидемстанции не разрешается составлять расписание уроков, при котором у учащихся в день 7,8 и тем более 9 уроков, так что суббота становится обязательным учебным днем для школьников и рабочим днем для преподавателей. У учащихся первых классов в любом типе школы должна быть пятидневка. В обычных общеобразовательных школах вопрос о количестве учебных дней в неделю решает Совет школы, состоящий из учителей, родителей и учащихся.
Правомерно ли выставление оценок по музыке, изобразительному искусству и физической культуре?
Решение об исполнении директивы министра разрешили принимать на местах: последнее слово остается за педагогическим советом. Правда, в школах, где творческие дисциплины являются профильными, пятибалльная система оценок обязательна. Понятно, что зачетная система вызывает меньше нареканий, чем система оценок при обучении музыке, изобразительному искусству и физкультуре. Однако и тут нет согласия между школой и вузом. Есть случаи, и мы столкнулись с этим явлением и в прошлом году, когда при сдаче документов в вуз у абитуриента возникают трудности с аттестатом, в котором по физической культуре вместо оценки просто записано «зачтено». Еще в 2004 году в московские школы было разослано письмо министра образования с рекомендацией использовать при оценивании этих предметов зачетную систему.
Могут ли родители узнать, по какой программе учится их ребенок?
Конечно, могут. Выбирая для ребенка школу, родителям полезно не только посмотреть здание, узнать об оснащении школы, но и познакомиться с образовательной программой учебного заведения. Программы, по которым работают учителя, утверждаются директором школы и заносятся в банк данных окружного управления образования, а после сведения поступают в городскую и общероссийскую базу данных. По каждому предмету есть несколько программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, все они позволяют получить качественные знания, достаточные для успешной сдачи экзаменов. Время анархии, когда каждый учил тому, чему считал нужным, уже закончилось, и сейчас учебный процесс строго контролируется. Даже если учитель работает по авторской программе, она должна быть утверждена и иметь соответствующий гриф. Каждой программе соответствуют учебники, тоже рекомендованные Министерством образования. После ежегодного проведения ЕГЭ специальные службы отслеживают взаимосвязь между результатами и учебными программами, по которым учились выпускники, и Министерство образования делает нужные выводы.
Какие формы обучения может предложить традиционная школа и что для этого нужно?
Родители могут выбрать оптимальную форму обучения для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Помимо традиционного школа может предложить домашнее обучение, семейное обучение и экстернат. На домашнее обучение ребенок может быть переведен по состоянию здоровья. Основанием для перевода являются справка от врача и заявление от родителей. В этом случае школа обязана обеспечить обучение на дому (к школьнику ходят учителя-предметники), финансирование производится из государственных средств. Продолжительность домашнего обучения определяется врачом, школа берет на себя ответственность за выполнение учебных программ. При семейном обучении ответственность за обучение берут на себя родители. Заключается договор между семьей и школой о проверке знаний учащихся по итогам учебного года школьной комиссией, родители пишут заявление, и школьную программу ребенок осваивает вне стен школы, в нее он приходит только для получения оценок по предметам. Экстернат предполагает составление индивидуального плана обучения с графиком сдачи контрольных и зачетных работ по предметам.
Как финансируются школы?
Государственные школы финансируются из бюджетных средств, в настоящее время вводится так называемое нормированное финансирование. Средств этих не хватает, а всем нам хочется, чтобы школы соответствовали современным требованиям к учебным заведениям и чтобы нашим детям было комфортно. Родители не обязаны финансировать школу, любая помощь осуществляется только на добровольной основе. Единственная услуга, оплачиваемая родителями на официальной основе, это охрана школы. Да и в этом случае, если кто-то не захочет платить, обязать его школа не может. Сбор денег – всегда головная боль для директора. Даже если родители решили собрать деньги на добровольной основе для приобретения, например, нового комплекта парт или другого оборудования, достаточно одной жалобы от родителей на незаконные поборы, чтобы надолго лишить желания что- либо менять в школе за рамками бюджетного финансирования. Безусловно, при оказании любой помощи родители должны знать, на что пошли потраченные средства, и иметь возможность в этом убедиться.
Что такое профильный класс и каковы цели его создания?
Идея создания профильных классов возникла давно, в ряде образовательных учреждений они уже есть, к 2007–2008 учебному году планируется завершение процесса перевода российских школ на профильное обучение. На практике это предполагает углубленное изучение нескольких предметов (профильных) за счет снижения учебной нагрузки по другим предметам, при этом при любом вы- боре обязательными для изучения остаются 8 учебных дисциплин: русский язык, литература, математика, история, иностранный язык, обществоведение, естествознание и физическая культура. Учащийся после окончания 9-го класса сможет выбрать нужный ему в дальнейшем профиль, для облегчения задачи часто создают предпрофильные 9-е классы, чтобы было время оценить правильность решения и, если нужно, поменять его. Как и сейчас, наряду с профильными останутся так называемые универсальные (общеобразовательные) классы с традиционными базовыми учебными программами, где будут учиться те, кто не смог определиться с выбором.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Точные расчеты учебной нагрузки по странам в международном исследовании качества образования TIMSS неумолимо показывают, что в России самая низкая учебная нагрузка среди цивилизованных стран. Как считает академик РАО Э.Днепров, сопоставление превращает вывод об учебной перегрузке наших детей в миф. Например, недельная аудиторная учебная нагрузка в начальных классах в России – 20–24 часа, в Финляндии и Германии – 28–32. В старшей школе у наших школьников 32–36 часов, у школьников Финляндии и Германии – 38–42. При этом в году в России 34 учебные недели, а с учетом праздничных дней и вовсе 33, а у них – 40 недель и каникулярного времени гораздо меньше. И так далее… Так что есть над чем задуматься!