Источник: детский портал "Солнышко"
"Совершенно непонятно, - жалуется мне мама восьмилетней Аленки, - росла она здоровым ребенком, у нее даже насморка никогда не было! Капризничала - она у нас, честно говоря, избалованная, - но никогда не болела. А вот пошла в школу и болеет все время, мы половину первого класса пропустили. На каникулах были в деревне, так она за все лето ни разу не чихнула. А теперь пошла учеба - и все сначала!”
Маленькая Аленка часто болеет. Болеет тяжело, с высокой температурой. Болезнь каждый раз начинается внезапно. Утром девочка просыпается с красным горлом, с болями в животе, рвотой, с затрудненным дыханием. Вызывают врача, тот назначает лекарства, и уже к вечеру ребенок практически здоров. Заботливая мама выдерживает ее дома еще три-четыре дня прежде, чем отправить в школу. Но вот что интересно:
Эти удивительные совпадения заставили маму обратиться к врачу - иммунологу. Обследование не выявило существенного понижения сопротивляемости организма болезням. Не было значимых изменений и в анализах крови и мочи. А заболевания продолжались. Это заставило нас предположить своеобразный механизм их возникновения.
Подобные ситуации с большей или меньшей степенью выраженности можно наблюдать не столь уж редко. Многие мамы знают, например, про "медвежью болезнь”, когда внезапное сильное волнение сопровождается расстройством кишечника. Впрочем, вариантов много. Тут и сильные головные боли, и рвота, и носовые кровотечения, и многие другие явные признаки нездоровья.
Не нужно думать, что ребенок симулирует. Бледность кожных покровов, учащение сердцебиения, реальное повышение температуры тела - признаки, которые подделать трудно, если вообще возможно. Тем не менее в подобных случаях болезнь связана с тревогой, страхами; то есть мы имеем дело с психосоматической патологией.
Заболевания, вызванные стрессовым состоянием, не такая уж редкость. Механизм возникновения болезни далеко не всегда одинаков. Разберем лишь некоторые из видов этого страдания…
Ребенок идет в школу впервые - это для него праздник. И поначалу ему кажется, что праздник будет всегда. Однако уже через несколько недель необходимость отправляться на занятия начинает мешать ему подольше поспать утром. А вместо того, чтобы поиграть, когда хочется, с друзьями, приходится готовить уроки да еще переделывать их, если сделал что-то небрежно или неправильно.
И вдруг ребенок заболевает… Он остается дома. Вызов врача и таблетки, которые ему приходится пить, не очень сильно омрачают ситуацию. Температура быстро спадает, но еще несколько дней остаешься дома, и можно уже не лежать в постели, тебе разрешают смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Все домашние к тебе особенно внимательны, заботятся о тебе, стараются угостить чем-нибудь вкусным. И главное - не заставляют готовить уроки.
Гибкий детский ум сразу улавливает разницу. Даже когда ребенок снова идет в школу, его несколько дней не вызывают к доске - он же болел. Так возможность оказаться больным становится очень привлекательной.
Чтобы не происходило подобного, лучше загодя готовить ребенка к учебному режиму. Не стоит говорить себе: "Пусть поспит подольше, пока свободен. Пойдет в школу - будет вставать рано”.
Постепенно входить в деловой ритм и следовать ему постоянно, а не только в дни учебы, - лучший способ предупредить стрессы, которые могут возникнуть при смене режима. Если ребенок заболевает, постарайтесь, как только температура понизилась и самочувствие нормализовалось, загрузить его (в меру, разумеется) работой: пусть выполняет домашние задания, догоняет класс. Не забывайте хвалить его за то, что он трудится даже во время болезни. А как только он снова пойдет в школу, предупредите учителя, что ребенок готов к занятиям, не отстал.
Бывает, что причиной срывов в болезнь становятся упреки родителей и педагога. Плохо получилась контрольная - мама отругала, учительница сказала, что нужно быть более внимательным и собранным. Да ведь ребенок и сам расстроился, даже плакал. И тут, конечно, надо было не "добивать” его, а, напротив, поддержать, сказать, что неудача вовсе не должна стать правилом, что все у него будет получаться, вы в нем не сомневаетесь.
Словом, важна установка на успешность. Особенно это касается детей с неустойчивой психикой, склонных к плаксивости, нервозности. Но не переборщите с сочувствием. Ребенок должен быть уверен в своих силах, а не выезжать на сострадании. В любом случае, появление описанных признаков - основание посоветоваться с психологом и с врачом-психоневрологом. В сравнительно легких, неосложненных случаях вам подскажут, как лучше выстроить отношения с ребенком. В более тяжелых - помогут найти подходящую терапию
Часто причиной внезапных недомоганий могут стать не долеченные ранее или вовремя не распознанные болезни. Так, компенсированное повышение внутричерепного давления в обычных ситуациях может и не сопровождаться болезненными проявлениями. В случае же сильного волнения (а в школе ребенок порой очень волнуется) внутричерепная гипертензия может усиливаться, и тогда возникают головные боли, может открыться рвота, в тяжелых случаях - повыситься температура (до 38 градусов, а то и выше). Поэтому частые головные боли у ребенка при утомлении, при волнении, в других стрессовых ситуациях не должны остаться без внимания. Ребенка обязательно надо проконсультировать у врача-невролога и тщательно обследовать.
Кстати, внимательный учитель обязательно расскажет маме, что ребенок, волнуясь, становится очень бледным, что на уроках у него часто болит голова, так что помощь врача необходима. Впрочем, бывают случаи, когда болезненное состояние ребенка может быть вызвано невыдержанным поведением самих педагогов. Привычка кричать на детей (возможно, в надежде добиться желаемой тишины на уроке?), стучать по столу кулаком или указкой для большинства детей - сильнейший стресс, после которого возможны различные тяжелые реакции: слезы, истерики, усиление заикания и даже развитие судорог. До сих пор помню свой панический страх перед первой учительницей Марией Ивановной, которая громко кричала на нас, первоклашек, если мы шумели на уроке. Страх до рези в животе! До тошноты! Я после этого просто не могла говорить и слушать объяснения на уроке - не понимала ничего. Однажды я сказала маме, что хочу умереть, чтобы не ходить в школу. Хорошо, что родители поняли меня и быстро перевели в другую школу. Со второй учительницей все быстро прошло, учеба перестала быть пыткой и стала удовольствием. До сих пор нежно ее люблю!
Не нужно думать, что понимающий и спокойный учитель нужен только для девочек, что мальчикам полезно воспитываться в строгости! Ребенок в семь-восемь лет - существо с еще не устоявшейся психикой. Его легко сломить, заставив подчиняться воле взрослого, заставив быть как все. Но этого ли мы хотим для своего ребенка? Наша с вами задача - помочь ему стать свободным и сильным, а не воспитывать раба, который никогда не посмеет иметь собственное мнение, а уж тем более его отстаивать!
Мы придирчиво выбираем для своего ребенка хорошую школу с расширенной программой обучения, желая, чтобы он получил добротное базисное образование. А нужно бы для первоклашек выбирать первого учителя. Так, для активного ребенка более комфортным будет общение с инициативным, ярким учителем. А для ребенка робкого и тихого, плохо переносящего шум и эмоциональный натиск, желательно выбирать учителя спокойного, умеющего объяснить все подробно еще и еще раз.
Подвижному ребенку с таким учителем может быть скучно, а тихоне – очень даже удобно. Позднее, в средней школе, когда характер ребенка уже в значительной мере окрепнет, его можно будет перевести в класс или школу, где обучение более интенсивное, но пока ваш тихоня еще только начинает взрослую жизнь, не дайте ему сломаться.
Повторяющееся болезненное состояние - такое, как затрудненное дыхание, - может быть следствием аллергической непереносимости каких-то запахов и веществ. Одному из моих любимых пациентов, Жене, страдавшему бронхиальной астмой, регулярно становилось плохо на уроках химии и… литературы, которые проходили в кабинете химии. Другой мой пациент покрывался пятнами крапивницы только на уроках английского языка. В спокойной беседе удалось убедить учительницу не пользоваться резкой парфюмерией в школе; произошло чудо - отстающий ученик перестал чесаться на уроках, полюбил английский.
…Шестилетняя Ира ходит в школу с расширенной программой обучения очень нерегулярно. Две-три недели занятий, и она становится грустной, у нее пропадает аппетит, девочка часто говорит во сне и вздрагивает при малейшем шуме. После школы, а иногда и в школе, ей хочется полежать. Она пропускает тренировки по плаванию, не ходит на уроки музыке и дополнительные занятия по английскому языку. Проведя неделю дома, Ира опять становится веселой, не жалуется на здоровье и с удовольствием ходит на все занятия, - чтобы через две-три недели снова захандрить. Светлые периоды становятся все более короткими.
Девочка спокойная, интеллектуальное развитие выше возрастной нормы, физически не слабая. Желание родителей дать девочке хорошее всестороннее образование понятно, но они явно не учли, что при такой нагрузке маленький ребенок очень быстро утомляется. В таком состоянии быстро приготовить уроки, подготовиться к дополнительным занятиям становится все труднее, и времени на это приходится уделять все больше; времени на отдых совсем не остается. К тому же у Иры "синдром отличницы”, она просто патологически ответственна: все, что она делает, должно быть сделано только очень хорошо. Этого же требуют от нее родители, постоянно напоминающие девочке: "Ты должна быть лучше всех!”. И Ира старается.
В итоге сильнейшее перенапряжение довело девочку до нервного и физического срыва. Долго пришлось уговаривать родителей девочки умерить амбиции, отказаться (пусть на время, на год-два) от занятий, требующих слишком тяжелых нагрузок. Нам не удалось полностью убедить родителей девочки дать ребенку отдохнуть и вновь пойти в школу в следующем году. Думаю, что мы с ними еще, к сожалению, встретимся не раз…
Мы разобрали лишь несколько случаев "странных”, не сразу объяснимых заболеваний детей в ситуациях, связанных со школой. Каждая из подобных ситуаций нуждается во внимательном анализе, в котором необходимо участие врача, психолога, педагога и обязательно родителей. В большинстве случаев все можно разумно объяснить и самому ребенку малышу. Так будет легче помочь ему.
Кстати, маленькая Аленка прошла курс занятий у психолога, курс лечения успокаивающими травами и сейчас практически не болеет.
Парцалис Елена Михайловна - доктор медицинских наук, заведующая детским отделением Центра патологии речи и нейрореабилитации, заведующая кафедрой медицинских основ нейрореабилитации Института дефектологии и медицинской психологии, педиатр высшей категории.
Материал предоставлен журналом Семья и школа (№10 2006 г.).
Опубликовано в рубрике "Будь здоров"
детского портала "Солнышко" 16 октября 2006 года.