Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Получить информацию о работе Навигатора дополнительного образования можно по телефону "горячей линии": +7(922)821-01-15 - Хакимова Альбина Исмагиловна, руководитель МОЦ.

"Горячая линия по незаконным сборам денежных средств" 8(35361)36-6-61 - Мельник Дмитрий Анатольевич, юрист УО АМО; Петрова Наталья Анатольевна, главный специалист УО АМО.

Получить информацию об организации занятий можно у руководителей вашего творческого объединения или по телефону:

+7(912)346-60-78 - Валишева Татьяна Артуровна, зам. директора МБУДО "ДПШ".

С образцом заявления о переходе учащегося на дистанционный режим можно ознакомиться здесь.

Стоп коронавирус

Взгляд через объектив

Экранные искусства (кинематограф, телевидение, видео) в наше время обретают особое значение в решении задач воспитания и образования. Искусство экрана, по сути, явилось синтезом всех существовавших ранее искусств (живопись, литература, музыка), что и объясняет его своеобразный и уникальный по силе воздействия эффект.

Детское самодеятельное видеотворчество обладает большим педагогическим потенциалом, поскольку создание фильма воспитанниками сопровождается творческой деятельностью, синтезирующей знания и умения в области разных видов искусства, требующей специальных и общехудожественных знаний, умений и навыков, а также предполагающей индивидуальные и коллективные формы работы, результаты которой зависят от вклада каждого члена съемочной группы. Деятельность обучающегося в самодеятельном видеотворчестве развивает его эстетические чувства, творческую активность, кинематографическую грамотность, а также такие личностные качества как коммуникабельность, способность к самоопределению и рефлексии, умение работать в коллективе.

В связи с вышеизложенным, проблему своей педагогической деятельности педагог дополнительного образования МО УДОД "Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области" Ирина Валериановна Нестерова определяет как "Формирование полного комплекса компетенций (гражданских, профессионально - трудовых и др.), позволяющих стать полноценным гражданином своей страны, способным решать реальные социальные задачи на основе морального выбора". Проблема сформулирована в соответствии с идеями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Актуальность педагогического опыта Ирины Валериановны заключается в опоре содержания деятельности киностудии на особенностях подросткового возраста, которые характеризуются стремлением самоутверждаться, пробовать свои силы в разнообразной деятельности, познавать окружающий мир посредством общения.

Педагогическое кредо Ирины Валериановны можно сформулировать как "всегда рядом, всегда вместе".

Реализация системы аудиовизуального образования обучающихся, разработанная педагогом, возможна при использовании деятельностного подхода, реализованного в игровых и моделирующих процессах, методиках на базе педагогики диалога и сотрудничества.

Предлагаемые компоненты обеспечивают оперативность реагирования на смену ситуаций в социуме и требования времени, именно так возникли методики практического освоения воспитанниками новых видов деятельности - видеосъемки, видеомонтажа, мультимедийных компьютерных технологий.

За годы педагогической деятельности Ириной Валериановной были разработаны принципы организации системы занятий:

- методологическая направленность занятий, система диагностики интересов и развития конкретной социальной группы подростков, контактности и других психологических качеств, определяющих вариант выбора программы аудиовизуального образования;
- связь изучаемого материала с жизнью, современностью, с изменениями, происходящими в мире, стране, регионе, данной местности;
- учебно-познавательная значимость используемого материала (здесь следует учитывать, что даже сомнительные "ценности" поп-музыки, многих видеоклипов и рекламных видеороликов, телесериалов, манеры общения теле- и радиоведущих и т.п. несут огромный объем социально-бытовой информации, восприятие которой сильно влияет на формирование круга ценностных ориентаций подростков);
- умение использовать различные виды мотивации в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности и возраста обучаемых, диагностика результативности применяемых приемов и педагогических технологий, что напрямую выводит к вопросу о диагностике эффективности механизмов социальной реабилитации подростков;
- воспитание аудиовизуальной (медиа) культуры на основе высокой активности деятельностных процессов и их практической ориентации;
- акцент на формирование навыков внимания, восприятия, развития памяти, творческого мышления, создания благоприятных условий для творческой активности подростков с обязательным выходом на сферы социального бытия;
- участие творческих работ ребят на местных и общероссийских фотовыставках, фестивалях, размещение лучших материалов в местной прессе, создание собственных выпусков передач на местном телевидении, сайтов в Интернет и т.д.;
- гибкость системы занятий, оперативное реагирование на события регионального и мирового значения, поощрение инициативы обучающихся и практико-ориентированного процесса самообразования, создание специальной системы педагогических стимулов.

Для эффективности как эмоционального, так и интеллектуального развития личности и формирования индивидуальности подростков необходима сбалансированная система деятельности. Поэтому оптимальным для данной образовательной программы представляется сочетание таких типов деятельности, как эстетическое восприятие (с акцентом на переживание и рефлексию), интерпретация результатов восприятия и художественно-творческая деятельность, а также освоение знаний, стимулирующих остальные виды деятельности.

Непременным условием образовательного процесса по программе "Допинг" является активная деятельность воспитанников в процессе коллективного творческого дела. Она представляет собой совместный поиск наилучшего решения какой-либо творческой идеи и осуществляется, задумывается, планируется и оценивается сообща. Наряду с этим программой предусмотрено использование следующих форм занятий:

- занятие - беседа – необходима при рассмотрении таких тем, как: "Зарождение кинематографа, влияние технического прогресса на развитие фото-, видеотехники", "Современное киноискусство";
- занятие – экскурсия – это занятие делает возможным привлечение богатого иллюстративного материала, выставочных и музейных экспонатов, интересными материалами, касающимися истории родного края, необходимого для создания видеофильмов, также знакомства со спецификой деятельности журналистов, операторов, режиссеров на их рабочем месте;
- занятие – творческая встреча – проводится с людьми, занимающимися тележурналистикой, корреспондентами, операторами, людьми с интересной судьбой, о которых готовится видеоматериал и пр.;
- тренинговое занятие - специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего "самочувствия", эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.;
- практическое занятие – занятие, на котором производятся создание сценариев, их редактура, съемка, монтаж, озвучивание видеофильмов. Данная форма подразумевает организацию детей в творческие группы, разделение ролей по направлениям работы над фильмом;
- зачетное занятие – занятие, организуемое с целью изучения уровня освоения детьми теоретических знаний, практических умений.

Ирина Валериановна в ходе реализации программы использует следующие приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, метод контроля, метод игровой ситуации, проблемно-поисковый, ситуационный, творческий метод.

Немаловажное значение имеют дидактические материалы, используемые в ходе реализации программы: учебные пособия и книги, разработки бесед, учебные фильмы (н-р: "Твой первый фильм"), медиатека (фильмы, отснятые ранее, мультимедипрезентации, фонограммы, фотоматериалы).

Наряду с названными формами обучения Ирина Валериановна использует индивидуально-групповые формы работы. В ходе занятий обсуждается замысел, разрабатывается каждый эпизод фильма, принимается решение о проведении съемок и "досъемок", намечается звуковое оформление эпизода, определяется способ монтажа. В процессе работы над фильмом все дети пробуют себя в роли оператора и сценариста, журналиста и монтажера, режиссера, приобретают азы профессиональной деятельности. Созданный таким методом фильм часто становился лауреатом фестиваля детского видеотворчества, а автор – "звездой" видеостудии.

Особое значение Ирина Валериановна уделяет систематической воспитательной работе в объединении. Преломляя сквозь линзы объектива актуальные, "острые" социальные проблемы школы, села педагог объединяет мальчишек и девчонок на созидательный поиск, учит видеть необычное в обыденной жизни, формирует журналистское чутье, помогает овладеть навыками общения с любыми представителями населения. Осуществляемая ею воспитательная деятельность органично вписывается в воспитательную систему средней школы с. Ибрагимово, сущность которой можно сформулировать как "воспитание на миру". Киностудия обладает еще одним достоинством - все, кто может стать объектом внимания, становятся соучастниками творческого процесса. Здесь популярность и доступность жанра порождают устойчивую мотивацию к действию всех участников - от режиссера до зрителя. Продукт, который производится студией, бывает весьма разнообразным, но всегда зрелищным и ярким.

Литература

  1. Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации. Учебное пособие. – М.: КДУ, 2008. - 116 с.
  2. Резников Ф.А. Видеомонтаж на персональном компьютере. – М.: Издательство ТРИУМФ, 2000.
  3. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. – М., 1995.