Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Получить информацию о работе Навигатора дополнительного образования можно по телефону "горячей линии": +7(922)821-01-15 - Хакимова Альбина Исмагиловна, руководитель МОЦ.

"Горячая линия по незаконным сборам денежных средств" 8(35361)36-6-61 - Мельник Дмитрий Анатольевич, юрист УО АМО; Петрова Наталья Анатольевна, главный специалист УО АМО.

Получить информацию об организации занятий можно у руководителей вашего творческого объединения или по телефону:

+7(912)346-60-78 - Валишева Татьяна Артуровна, зам. директора МБУДО "ДПШ".

С образцом заявления о переходе учащегося на дистанционный режим можно ознакомиться здесь.

Стоп коронавирус

Конкурс эссе

Ниже представлены конкурсные работы, за которые вы можете проголосовать (голосовать могут только зарегистрированные пользователи).

1. Эссе Абсалямовой А.М.

«Портрет лидера на фоне алого галстука»

Лидеры должны быть достаточно жёсткими, чтобы бороться, достаточно мягкими, чтобы плакать, достаточно человечными, чтобы совершать ошибки, достаточно скромными, чтобы признавать их, достаточно сильными, чтобы поглощать боль, и достаточно устойчивыми, чтобы оправиться и продолжить движение...

Джейси Джексон

Мне не довелось вступить в ряды октябрят, а затем – пионеров. Мне не довелось носить октябрятскую звездочку и красный галстук. Мне не довелось присутствовать на торжественной пионерской линейке, когда под сопровождение звуков барабана и горна выносится алое знамя и блики солнца горят на раструбе сверкающего горна. И я никогда бы в жизни не подумала, что мне придется так близко познакомиться с пионерскими организациями и детским общественным движением. Но судьба распорядилась так, что сегодня я занимаю должность координатора детских общественных организаций города Кувандыка и Кувандыкского района. Под моим руководством 9 пионерских и 16 детских общественных организаций, куда входят 2384 девчонок и мальчишек. На сегодняшний день у меня еще небольшой опыт работы в данной должности – чуть меньше года, и я недостаточно изучила особенности работы координатора по развитию детского движения. Но точно знаю, что он должен быть веселым, никогда не унывающим, как Карлсон. И чтобы его пропеллер непрерывно работал, генерируя увлекательные идеи и новые затеи. Что же еще примечательного есть у Карлсона? Он не обыкновенный взрослый, запрещающий шалить, проказничать и куролесить, а тот самый удивительный и чудесный, который не только одобряет шалости, но и сам становится их инициатором (что при определенной дозировке весьма полезно). Он, бросаясь грудью на амбразуру, спешит на помощь Малышу, не особенно задумываясь о том, что он сильно рискует.

А еще координатор должен обладать чертами юной, веселой фантазерки Пеппи: заводной, щедрой и смелой девочки, которая не терпит несправедливости и благодаря большой физической силе справляется с любыми трудностями, возникающими у нее на пути. Пеппи – веселая, бесшабашная фантазерка, готовая к любым приключениям, а с другой – надежная опора и защита для ребят. Она необычайно сильна, не только физически, но и морально, никогда не лезет за словом в карман, на любой упрек, любую грубость у нее готов ироничный, а порой и сатирический, ответ, а уж невероятная скорость сочинения фантасмагорических небылиц и вовсе поражает. Еще одна замечательная черта характера Пеппи – это то, что она не может оставаться равнодушной к чужому горю. Она вызволяет из горящего дома двух малышей, освобождает несчастную лошадь, измученную жестоким хозяином, спасает от неминуемого позора детей, не сумевших дать правильные ответы на вопросы суровой фрекен Розенблюм, наказывает хулигана, нахамившего продавцу...

Том Сойер – еще один персонаж, чьи качества не помешают координатору: способность к фантазерству и умение быстро соображать в критических ситуациях, находчивость, стремлением к свободе, сообразительность. А его прирожденный талант организатора заслуживает особого упоминания!

Посетить страну Нетландию хоть однажды, наверно, мечтали практически все дети. Там можно найти волнующие приключения на любой вкус, ведь населяют этот сказочный остров индейцы, пираты, русалки, феи, да и мало ли кто еще. И именно туда попадают забытые и потерянные дети, туда, где всем и всеми верховодит вечно юный беззаботный Питер Пэн, не знающий ответственности и прочих скучных вещей, которые из детей постепенно делают взрослых. Поэтому примем в свою дружную компанию и Питера Пэна. Несмотря на то, что Питер нашел способ свободно перемещаться между нашим миром и Неверлендом, он с друзьями принимает решение остаться в Неверленде, чтобы никогда не стареть. Не эти ли его качества так бесценны для координатора детского движения?

Ну и конечно, как же можно обойтись без «главного пионера» – Тимура? Кто-то скажет, что сегодня Тимур не является образцом для подражания, прежняя идеология канула. Но так ли эти понятия устарели? Ведь справедливость, дружба, взаимовыручка, сопереживание, помощь старым и слабым - это понятия, которые вечны.

Одна из самых примечательных черт собирательного образа координатора – это сочетание детскости и взрослости, умение веселиться так же самозабвенно и беззаботно, как маленькие дети. Наверное, ни один ребенок не отказался бы от такого друга, как Пеппи или Карлсон, Том Сойер или Тимур. Несмотря на слегка несерьезный и романтичный нарисованный образ, нужно иметь в виду, что координатор – это, безусловно, Лидер, Вожак. А раз так, то при всей внешней легкости его деятельности, он несет ответственность за детские жизни и души (даже возможно, и за их дальнейшие судьбы).

Как сказал Николай Семенович Лесков, «задача лидера – настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы». И именно детские общественные организации на современном этапе своего развития предоставляют прекрасную возможность познакомить детей на деле с дружбой, справедливостью, взаимовыручкой, оптимизмом, сопереживанию.

Но добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нём перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих разнообразных интересов и потребностей. Важно, чтобы организация повышала социальную значимость их деятельности: выражаясь детским языком, делала её более «взрослой».

Я считаю, что координатор детских общественных организаций должен выступать не столько в роли инструктора или наставника, сколько быть организатором их общественной активности. Невозможно пытаться описать роль организатора набором жестких правил. В поведении организатора предполагается гибкость и его способность адаптироваться к потребностям детской организации. Многое зависит от самой личности организатора и характера людей, составляющих коллектив. Мой коллектив – это активные, энергичные, творческие ребята в возрасте от 6 до 17 лет, с которыми я взаимодействую посредством старших вожатых.

Очень важно в моей профессии уметь заинтересовать как старших вожатых, так и ребят. За короткое время работы я научилась адекватно реагировать на изменение факторов внешнего влияния, самостоятельно адаптировать «педагогический инструментарий» под конкретную ситуацию, под конкретного ребенка.

Самое главное для меня – всегда быть активной, интересной и целеустремленной и постараться заразить ребят своей активностью и стремлением поучаствовать во всех мероприятиях, связанных с развитием детского общественного движения.

2. Эссе Бабенко Е.В.

Тяжела шапка методиста.
Но идеальный образ
не так уж недостижим.
Опытный методист.

Выбор профессии для каждого человека является определенно важным моментом, поскольку вся дальнейшая жизнь его будет зависеть от того состоялся ли он как личность.

Чтобы быть востребованным в современном обществе, нужно быть в курсе всего, что происходит в современном образовании.

Хочется думать и рассуждать. Говорят, опыт приходит с годами. Полностью согласна с этим мнением. Я работаю методистом в дополнительном образовании недавно. Но, все-таки, постараюсь поделиться своими мыслями о своей профессии, раскрыть смысл своей работы в эссе.

Эссе. Слово емкое и короткое, как выстрел. Может быть смысл методической работы и заключается в том, чтобы оперативно (со скоростью пули) реагировать на изменяющуюся обстановку в учреждении дополнительного образования и школе. Оказывать необходимую профессиональную помощь коллегам-педагогам в адаптации к новым условиям? Мне кажется, что именно от методистов, от их личностных качеств и от их отношения к каждому конкретному педагогу зависит расцвет педагогического творчества. Руками методистов строится будущее нашего дополнительного образования, а, значит и России в целом! Работая над проблемой повышения качества дополнительного образования, я считаю необходимым включение педагогом в образовательный процесс эффективной системы оценки качества обучения детей через мониторинг их образовательных результатов. Это необходимо как для педагогов, так и для обучающихся, которые участвуют в нем.

Методист должен быть:

  • – увлечён своим делом;
  • – способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • – профессионально грамотным;
  • – интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • – проводником передовых педагогических технологий;
  • – умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • – знатоком во всех областях человеческой жизни.

Я работаю методистом, а значит должна быть готова идти на помощь каждому, кто хочет научить детей думать, получать и правильно использовать информацию. Я просто обязана быть творческой личностью, все чему научилась сама, должна передать другим.

В Доме пионеров и школьников передо мной стоят такие задачи: организация и контроль образовательного процесса; проведение мониторинга по всем направлениям деятельности учреждения; внесение предложений по совершенствованию состава, структуры и деятельности методической службы, участие в их реализации. За этими сухими словами стоят живые педагоги и дети, интересная творческая деятельность.

Свой основной методический принцип я реализую в парадигме, удачно сформулированной методистом Поповой А.И.:

  • К достижению – через поддержку,
  • К пониманию – через обучение,
  • К познанию – через открытие,
  • К успешности – через сотрудничество.

Мне хочется, чтобы слагаемыми моего успеха стали: высокий профессионализм, верность призванию, педагогический такт, трудолюбие, ответственность и принципиальность.

Одним словом, быть методистом – это искусство, которым овладевают постоянно. И как поет в песне Иосиф Кобзон «Если снова начать, я бы выбрал опять бесконечные хлопоты эти».

3. Эссе Валишевой Т.А.

«А легко ли быть методистом?»

На свете есть много разных профессий,
И в каждой есть прелесть своя,
Но нет благородней, нужней и чудесней,
Чем та, кем работаю я!

Все мы себе задаем вопрос, а правильно ли я сделал свой выбор? Нашел ли свое место в жизни? Что же повлияло на этот выбор: образование, ум или судьба? У каждого происходит по разному: сначала я работала педагогом дополнительного образования и постоянно при подготовке к педагогическим советам, методическим учебам мне интересно было изучать опыт педагогов, методистов, и, пропуская его через призму своего, вбирать крупицы самого лучшего.

В.А. Сухомлинский считал, что педагог должен постоянно работать над собой, и останавливаться на достигнутом он не имеет никакого права. Навыки и умения педагога, какими бы совершенными они ни были, не могут оставаться на том же уровне, иначе превратятся в ремесленничество. Я полностью согласна с ним, и когда мне предложили работать методистом в многопрофильном учреждении дополнительного образования детей я, не раздумывая, согласилась. И с этого года я начала работать методистом и лишь только сейчас сердцем понимаю, что оказалась на «своем месте». Я – методист.

Я считаю свою работу необходимой и обязательной в современном учреждении дополнительного образования. Здесь я выступаю как носитель опыта организаторской и общественной деятельности в педагогической среде. Ведь прежде чем получить результат – самостоятельность и инициативность – необходимо научить. Даже прирождённый педагог-новатор внутри коллектива нуждается в освоении навыков межличностного общения, самопрезентации, рефлексии, дискутирования.

Легко ли быть методистом в учреждении дополнительного образования? Наверное, трудно. Ведь сегодня деятельность методиста – это процесс не только постоянного творчества, но и кропотливого сбора информации, ее анализа. У методиста, как у любого профессионала, есть свои права и обязанности, но помимо выполнения должностных обязанностей и инструкций, я считаю, методист должен обладать такими качествами личности как – тактичность, умение внимательно выслушать в любой ситуации, несмотря на собственные личные проблемы, уметь корректно сделать замечания, чтобы педагог «не обиделся», а замечание стало стимулом для дальнейшей работы над собой. Методист должен быть примером для педагога в профессиональной деятельности, уметь ориентироваться в море информации, быстро принимать решения.

Мне кажется, что именно от методиста, от его личностных качеств и от его отношения к каждому конкретному педагогу зависит расцвет педагогического творчества. Ведь педагог подобен мрамору с его неповторимой красотой рисунка и рельефа. От кропотливой работы методиста зависит, в какую скульптуру превратится этот мрамор – необыкновенной красоты статую, украшающую площадь или обычный бюст, пылящийся где-то на полках хранилища. Кроме того, именно методисты должны быть впереди всех педагогов в освоении и пропаганде современных образовательных технологий, в продвижении новых педагогических знаний. Руками методистов строится будущее нашего дополнительного образования, а, значит и России в целом!

Вы скажете, какое отношение это имеет именно ко мне? Я считаю, самое непосредственное – я работаю методистом по мониторингу, и должна видеть за каждой цифрой, запятой, графиком или таблицей – судьбы конкретных живых людей, возможно – будущего президента нашей страны, или великого математика, или биолога…

Такие «сухие» слова как «диагностика» и «анализ» скрывают за собой растущую, формирующуюся личность ребенка, а также находящуюся в профессиональном поиске личность педагога со всеми его проблемами и успехами. И именно четко выстроенная система мониторинга позволяет максимально удовлетворить различные образовательные потребности всех участников образовательного процесса.

Своими основными задачами в своей работе считаю: проведение мониторинга образовательного процесса; оказание помощи администрации учреждения в изучении и анализе работы отдельных педагогов структурных подразделений для получения объективных данных о результатах образовательного процесса; внесение предложений по совершенствованию состава, структуры и деятельности методической службы, участие в их реализации; анализ состояния и результативности работы методической службы; инициирование опытно-поисковой, инновационной и проектно-исследовательской деятельности в учреждении, направленной на освоение новых педагогических технологий. Для этого я изучаю опыт работы отдельных педагогов, провожу методическую учебу с ними по повышению квалификации, анализирую результаты педагогической деятельности.

Я уверена, что вызов нашего времени – это создание условий, в которых бы педагог и педагогический коллектив в целом просто не могли бы работать некачественно. Качество – это категория нравственная, требующая развития его самосознания и постоянного профессионального роста. И именно поэтому методист должен сам соответствовать духу времени, быть деятелем, а не покорным исполнителем. Не помогут никакие инновации, никакие технологии, если нам будут навязывать их сверху. Нужно начать с себя. Об этом можно сказать словами Вл. Корнилова:

Считали: всё дело в строе.
И переменили строй,
И стали беднее втрое,
И злее само собой.

Считали: всё дело в цели
И хоть изменили цель,
Она, как была доселе,
За тридевять земель.

Считали: всё дело в средствах,
Когда же дошли до средств,
Прибавилось повсеместно
Мошенничества и зверств.

Меняли шило на мыло
А собственность на права,
А необходимо было
Себя поменять сперва.

Я думаю, что это стихотворение как нельзя точнее отражает реалии нашего современного общества, и каждый человек, размышляя над этими словами, сделает свой вывод. Один из способов изменить себя – это творчество, для которого всегда есть место в любой деятельности, в любой профессии. По моему мнению, методист в каком-то роде подобен Пигмалиону, создавшему свою Галатею, а инструментом методиста в его кропотливом труде является любовь к людям, желание им помочь, стремление к творчеству.

4. Эссе Виноградовой Г.В.

Правители не должны обвинять людей
в отсутствии патриотизма,
а сделать все от себя зависящее,
чтобы они стали патриотами.

Маколей Томас

«Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он их не любит. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Д.С. Лихачев

Оглядываясь назад, с теплотой вспоминаю свое детство: пионерские лагеря, сборы, кружки, секции, а главное – добрые, доверительные отношения между людьми, огромную гордость за свою страну. Пусть не все было так радужно и прекрасно, но у нас перед глазами всегда был пример героического служения Родине наших соотечественников, и мы твердо были убеждены, что непобедимы и нас ждет великое будущее.

Но разухабистые 90 – е многое изменили в жизни: властьимущие разрушили идеологию, отняли идеалы и ничего не дали взамен. Молодежь потеряла почву под ногами. Вокруг все тоже солнце, еда, родители и страна, но нет внутренней уверенности в завтрашнем дне. Все вокруг замерли в ожидании неизвестно перед чем. Наши граждане, как будто взбесившись и насмотревшись «крутых» заокеанских фильмов, принялись претворять этот «голливуд» в жизнь. Самодельные мафиози, пластилиновые Рембо… на улицах гибли молодые ребята, которым самое время было любить и рожать детей. Что творилось в российском обществе? Бешеная гонка за наживой, славой и авторитетом. А сколько людей и молодых семей не стало участвовать в этой гонке, превратившись в нищих и обездоленных? Таким было начало той эпохи, и это еще не самое страшное…

В настоящее время с тревогой смотрю на подрастающее поколение: на кого, на какие ценности они ориентируются, кто является носителем этих ценностей. Битву за души и сердца наших детей пока выигрывают не герои войн, не ученые, не спортсмены и даже не успешные бизнесмены и политики, а мельтешащие на экране «звезды» с силиконовыми певческими данными и приблатненные герои телесериалов.

На волне нарастающего кризиса, в поиске удовольствия молодежь XXI века бросается в разные стороны, пробуя на вкус все, что попадается под руку: заграницу, алкоголь, наркотики, религию, секс...

Но все же, как сделать так, чтобы наша Россия гордилась своими сынами, а мы любили свою страну. Нужно изменить себя, изменить свое отношение к подобным вещам. Кто в этом сможет помочь? Конечно же мы - взрослые, родители и государство в первую очередь.

Уходят в прошлое такие традиционные формы патриотического воспитания, как военно-спортивные игры, посещение музеев и уголков боевой славы, трудовые десанты, облагораживание памятников, Посты №1 на которых, я считаю, должны закладываться основы патриотического воспитания. Неиссякаемым источником воспитания ответственности за судьбу страны, народа служит для сегодняшних детей пример старших поколений. Шаг за шагом, прослеживая историю России, они приходят к мысли, что Родина в жизни человека – самое великое и священное, ни с чем не сопоставимое. Ради ее процветания многие поколения трудились не покладая рук, а в лихую годину отдавали за нее жизнь.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, чувство национальной гордости не возникают сами по себе. С самого раннего возраста необходимо соответствующее воздействие на чувства юного гражданина. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности.

По моему мнению, самым лучшим местом для создания такой среды является дополнительное образование. Дети, исследуя историю жизни своих предков, что, несомненно, им интереснее и ближе, приходят к пониманию исторических процессов, происходивших в стране, в общем. Изучая летописные страницы своего села, проникаются любовью к тому месту, где родились и выросли. Весьма полезны для такой работы музейные экспонаты – живые отголоски истории: пожелтевшие от времени и ран письма военных лет, медали и фотографии ветеранов, различные предметы домашнего обихода и т.д.

Правильная организация деятельности музея раскрывает множество форм работы:

  • - поисковая и исследовательская работа;
  • - сбор материала по истории малой родины и школы;
  • - встречи с ветеранами войны и труда;
  • - сбор материала и оформление альбомов, выставок по различным темам;
  • - работа с архивными документами;
  • - проведение литературных и музыкальных гостиных;
  • - выпуск стенных газет;
  • - обмен опытом с другими музеями;
  • - фестивали национальных культур;
  • - уроки Мужества, тематические лекции;
  • - сотрудничество с СМИ.

Музеи школ являются настоящим центром патриотической работы и интернационального воспитания учащихся, и координирует эту деятельность совет музея, состоящий из учащихся средних и старших классов.

Учащиеся и преподаватели получают дополнительные знания благодаря материалам музея, где проходят уроки истории, географии, литературы.

Музей помогает молодому поколению изучать историю родного края, любить свою малую родину, воспитывает чувство патриотизма, учит сохранять и продолжать традиции своих предков.

Музей является проповедником идей воспитания. Умело организованная работа способствует воспитанию подрастающего поколения настоящими патриотами своей Родины.

Как показывает опыт работы, еще одной из наиболее эффективных форм воспитания подрастающего поколения, развития патриотических и духовно-нравственных качеств личности подростка является несение Вахты Памяти на посту № 1. Подготовку к этому ответственному мероприятию воспитанники проходят на занятиях военно-патриотических объединений, где планомерно занимаются строевой, физической, огневой, специальной подготовкой.

У ребят воспитывается готовность к достойному служению Отечеству, формируются профессионально-значимые качества, умения и способности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в верности к Родине, высокой значимости национальной принадлежности.

И я полностью согласна с высказыванием Аврелия Августина, что время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела.

Проходя по городским улицам, я вижу много молодых мам вместе с детьми. Эти дети были рождены в новом тысячелетии. Они из поколения будущего – поколения, которое еще не выросло, но, смотря на которое, надеешься, что оно не будет совершать наших ошибок, и будет жить в красивой сильной стране. Хочется надеется, что служба в армии будет привилегией для молодых людей, посещение музеев и работа для их процветания – нормой жизни, что государство и Родина сольются в одном и едином понятии – опора, дом, что все старания людей будут направлены на процветание страны, где родились сами и жили наши предки.

5. Эссе Ганаевой Ж.Р.

«Дети, ветер и …Мэри Поппинс»

«Вы знакомы с Мэри Поппинс? Нет? Очень, очень странно!»

А я знакома с ней аж с 8 лет. Мое знакомство с ней состоялось при помощи голубого экрана. Просмотр фильма «Мэри Поппинс, до свидания!» произвел на меня незабываемое впечатление. После последних титров я заявила родителям: «Я хочу, чтобы Мэри Поппинс была и моей няней!» На что мама заметила: «Но это невозможно, она живет лишь в мире кино». И тогда я для себя решила, что когда вырасту, то обязательно стану такой, как она. И еще достаточно долгое время этот фильм не выходил у меня из числа любимых. Но шли годы, появлялись другие интересы, иные идеи завладевали моим сознанием…

И когда пришло время ответить на вопрос «Кем быть?», то я особо не задумываясь, выбрала профессию воспитателя детей дошкольного возраста. Получив диплом, сразу устроилась работать педагогом. Так сбылась моя детская мечта и Мэри Поппинс вернулась ко мне!

Однако судьба распорядилась по-своему: восемь лет я проработала с подростками девиантного поведения. Были ситуации, когда подросткам была необходима экстренная помощь.

Здесь, безусловно, обязательно помогала всем и каждому! Даже если помощь требовалась в три часа ночи, считая себя на круглосуточном дежурстве. Все это время любимая героиня для меня была источником профессионального творчества и идеалом наставника. Какие же профессиональные качества меня привлекли в ней? Мэри Поппинс строга, её строгость, однако, одинаково легко принимается как воспитанниками, так и родителями детей. Она – волшебница, но только посвятившая себя исключительно детским делам и проблемам. Все чудеса, совершенные ею, имеют ценность лишь в мире детей, их фантазий и мечтаний. Мэри Поппинс передвигается весьма оригинальным способом — по ветру, который сама няня называет «ветром перемен», что отражает душу подростка: сегодня полон энтузиазма и оптимизма, он готов свернуть горы, а завтра испытывает приступ меланхолии и жаждет одиночества. Но она умела создавать приключения из ничего: из самых обычных предметов и при самых обычных условиях. Как и моя героиня, я старалась научить своих воспитанников двум самым главным в жизни вещам: умению видеть необычное в обычных вещах и не бояться любых перемен.

Работая, я старалась развивать у себя эмпатию и искренность во взаимодействии с подростками, поскольку они тонко чувствуют фальшь и притворство. Научить детей любить может только тот человек, который сам к ним относится с любовью. Иногда ребёнку необходимо помочь раскрыть его индивидуальность, чтобы он пошёл по жизни достойным и способным человеком. Мне так нравится их непосредственность, их тяга к независимости, их «всемогущее «Я!» Их мимика, жесты, манера общения! У каждого подростка своя жизнь, свои особенности развития. Так здорово раскрывать их личность, искать резервы к их новым подвигам и победам. Общаясь с ними, как с равными, относилась серьёзно к их «несерьезным проблемам», ведь для них это очень важно. Иногда пожалеешь такого «ёжика» и он превратиться в «пушистика». С детьми, у которых сложные отношения с родителями, где мало поддержки, добрых слов, повышала самооценку коррекционными занятиями, работой с родителями и, конечно же, своей любовью. Потом как-то и окружающие к этому «ёжику» по-другому начинают относиться, и родители понимают, какой у них ребёнок «умничка».

Но жизнь не стоит на месте, все меняется и в моей профессиональной жизни тоже произошли значительные перемены. Мне доверили совершенно незнакомый контингент воспитанников - детей 4-6 лет. И я стала педагогом-организатором в школе раннего развития «Родничок». Поначалу, как и все новое, работа была трудной и непривычной, ведь с малышами пришлось работать немного по-другому, так как подростки и дошкольники совершенно разные категории. Малыши живут в постоянном ожидании чуда, волшебной сказки и приключений, я не должна оставаться равнодушной к их маленьким победам или неудачам. Пришлось многому учиться самой, придумывать интересные мероприятия, адаптировать под участников имеющиеся конкурсно-игровые программы. По роду своей деятельности мне просто необходимо всегда быть в курсе всех дел школы, общаться с педагогами, родителями, администрацией. Вечное движение!

Порою хочется отдохнуть от таких насыщенных творчеством рабочих дней. Но это быстро проходит, когда видишь в глазах маленьких участников восторг от прошедшего праздника и слышишь слова благодарности от родителей.

Я надеюсь, что с поступлением в ШРР «Родничок» будничный мир взрослых, в котором приходится жить дошкольникам, становится таким, каким дети всегда его представляли в воображении, наполненным всевозможными чудесами. Однако, вырастая, люди забывают о ярких впечатлениях детства. Может быть, только те, кто посещал «Родничок», уже никогда не забудут тех открытий, праздников и чудес, бывших, вероятно, тем самым фантастическим миром детства, в котором мечтает очутиться каждый ребенок. И хотя я еще не стала такой волшебницей как Мэри Поппинс, но с моей помощью воспитанники смогут узнать, как вернуть краски на палитру старика Хоттабыча, как превратить снег в новогодние подарки, как размести лесные тропинки для Деда Мороза, и как сделать так, чтобы Кот Леопольд и Мыши наконец-то зажили дружно!

Ну а если у меня что-то не будет получаться, я верю в то, что Мэри Поппинс со своим неизменным зонтиком и ковровой сумкой придет ко мне на выручку и на небосклоне моего творчества засверкают сотни новых идей!

6. Эссе Девятьяровой М.В.

«Стимул человеческой жизни - завтрашняя радость»>

Искусство обучения и воспитания – одно из самых древних и сложных. Но начинается оно с поразительно простого, бесхитростного – профессионализма педагога, умения увидеть в каждом ребёнке творческие начала.

Мне кажется, что именно от методиста, от его личностных качеств и от его отношения к каждому конкретному педагогу зависит расцвет педагогического творчества. Ведь педагог дополнительного образования подобен бутону цветка и от кропотливой работы методиста зависит, в какой цветок превратится этот бутон – в прекрасную орхидею или в неприметный цветок чертополоха.

Методист - это труженик, готовый идти на помощь каждому, кто хочет научить детей творить, развиваться, получать и правильно использовать информацию. Он просто обязан быть творческой личностью, которая не только может сама, но и умеет передать это другим.

Когда согласилась работать методистом по программному обеспечению в Дом пионеров и школьников, для себя решила, что у меня две задачи: организовать работу так, чтобы максимально удовлетворять профессиональные амбиции коллег-педагогов дополнительного образования и организовать образовательный процесс единого творческого коллектива педагогов и обучающихся так, чтобы каждый находился в постоянном поиске, развитии, был заинтересован в конечном результате.

Сегодняшний методист полноправный соавтор современного управления образованием. Именно методисты должны быть впереди всех педагогов в освоении и пропаганде современных образовательных технологий, в продвижении новых педагогических знаний, долгосрочных программ. От его профессионализма зависит уровень педагогического мастерства педагогов.

При разработке программ стараюсь поставить себя на место обучающихся и педагогов и пропустить через себя всё, что им предстоит сделать. Когда прочувствуешь на себе все муки творчества, тогда откроется истина: Каким быть? Что делать? Как поступить?

Я очень хочу, чтобы наши педагоги творили с радостью для детей. Хочу, чтобы улица со своими жестокими законами не взяла наших воспитанников в свои объятия.

А.С. Макаренко говорил: «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Эти слова особенно актуальны сегодня, когда постоянные реформы образования давят как на дополнительное образование, и сильнее всего на детские плечи, вызывая тревогу или депрессию. Жизнь жестока в своей реальности, но она прекрасна в своей гармонии.

Ещё столько новых идей, с которыми обязательно познакомлю своих коллег, это только начало моего пути в роли методиста!

7. Эссе Никифоровой Ю.Ф.

«Лишь готовые вопросы, лишь готовые ответы…»

Методическая работа в образовательном учреждении как воздух: её не видно, но без неё не обойтись.

Неизвестный педагог

Передо мной на мониторе компьютера виртуальный чистый лист текстового редактора MS Word. На часах – четверть двенадцатого. За окном – огни и звуки ночного города. В голове – мысль: "Как написать эссе методиста на тему "Моя педагогическая философия"?" Задумчиво смотрю на крошечный мерцающий курсор, руки привычно касаются клавиш клавиатуры... Отдельные буквы комбинируются в слова, слова выстраиваются в предложения и фразы.

Итак, кто и каков он, современный методист? В чем его основное предназначение? Должен ли он постоянно учиться, или достаточно только учить других? Должен ли он развиваться, постоянно находиться в профессиональном поиске или освоив десяток алгоритмов, работать по шаблону? Должен ли он быть всегда первым, вести за собой коллег-педагогов или скромно быть "на подхвате", "для массовки"? Должен ли он всегда знать ответ на любой вопрос или может ошибаться, не владеть какой-то информацией, методикой? Должен ли он погрязнуть в рутине повседневных будничных дел, а творить, созидать – оставить педагогам? Столько сразу вопросов, на которые необходимо получить ответы...

Лишь готовые вопросы, лишь готовые ответы…

А все же, что включает в себя само понятие "методист"? В толковом словаре русского языка Д. Н. Ушакова методист это "педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-нибудь предмета". А методика – это "система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы". Метод же в свою очередь, это "путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь".

Иными словами говоря, быть методистом означает: сегодня не знать что-либо самому, а завтра учить этому других. Это уметь ставить цель и намечать пути ее достижения, в процессе внося коррективы, беспристрастно анализируя свои поражения и достижения, мгновенно реагировать, как говорят физики, на изменения граничных условий, оперативно осуществлять поиск необходимой информации (причем с опытом это автоматически переносится в область личных проблем и вопросов).

Лишь готовые вопросы, лишь готовые ответы…

Дом пионеров и школьников – это открытая социально-педагогическая система, помогающая 26 образовательным учреждениям Кувандыкского района решать воспитательные задачи, обогащая учебное содержание разнообразной творческой деятельностью по 8 профилям. Это 82 педагога с многообразием образований, стажей, категорий, стилей, взглядов, и просто характеров. И с таким необычным контингентом педагогов необходимо организовывать работу, взаимодействовать в том или ином роде. Профилизацией моей методической деятельности в Доме пионеров и школьников является повышение квалификации и педагогического мастерства педагогических кадров. Поэтому и методическую работу с ними стараюсь сделать такой же разнообразной: дифференцированной, личностно-ориентированной, с индивидуальными маршрутами профессионального роста.

А что же скрывается за этими "красивыми" и "общими" словами, ведь привычка "умно" говорить является у нас профессиональной чертой. Прежде всего пришлось уяснить для себя, что сельские педагоги (и воспитанники) отличаются от городских: у них другой уклад жизни, другие проблемы, несколько другие ценности. Поэтому порой приходится объяснять элементарные вещи (в том числе и в области компьютерной азбуки), вникать в "мелкие" проблемы (ведь все значимые дела складываются из мелочей). Ну а если говорить "красиво" и "умно" – оказываю консультативную помощь педагогам, проходящим аттестацию; веду работу по обобщению и внедрению передового педагогического опыта; обеспечиваю развитие творческого потенциала педагогов дополнительного образования, в т.ч. через вовлечение в конкурсы профессионального мастерства; поддерживаю и стимулирую информатизацию учебно-воспитательного процесса учреждения, развитие ИК- компетентности педагогических кадров.

Лишь готовые вопросы, лишь готовые ответы…

Как бы это не звучало парадоксально, на методиста не учат – ни в одном институте нет факультета с таким названием. Как же тогда становятся методистом? Им присваивает специализацию сама система дополнительного образования. Учиться или не учиться – это каждый решает для себя сам, в зависимости от высоты планки профессионального роста. Но инновационные идеи и современные информационные технологии должны прочно войти в повседневную профессиональную деятельность. Эффективность методической работы сегодня находится в прямопропорциональной зависимости от компьютера с его неисчерпаемыми возможностями. Современный методист стремится к повышению как собственной информационной компетентности, так и всего педагогического коллектива.

Всем нам известна назойливая, но от этого не ставшая истиной, фраза "Реклама – двигатель торговли". Так вот, суть работы методиста может с довольно высокой степенью точности передать её "перевертыш" "Методист – двигатель педагогики". Именно в руках методиста находится профессиональная судьба вчерашнего выпускника института: помочь сделать первые шаги на педагогическом поприще, отыскать свой индивидуальный стиль, посоветовать в минуты затруднений. Да и педагогу с немалым стажем компетентный методист тоже найдет, что посоветовать.

Методист должен излучать идеи в широком диапазоне, а значит, он должен совмещать в себе противоречивые, порой диаметральные составляющие философа и актера, математика и психолога, писателя и ученого, переводчика и дизайнера, шахматиста и ясновидящего, учителя и строителя, а порой и контролёра, судьи. Вот такой интегральный образ методиста.

Лишь готовые вопросы, лишь готовые ответы…

Методист может чего-то не знать или не уметь (как и человек любой другой профессии). Но он просто обязан обладать немалой потенциальной энергией для получения необходимых знаний, информации, для совершения работы по преодолению сил инертности, обыденности. Также методист, как и педагог должен уметь распознать в каждом талант, его сильные стороны (и слабые – тоже, но только ни в коей мере не для того, чтобы унизить, высмеять). И донести это человеку, отшлифовать лучшие качества личности и подтянуть западающие. Поэтому признание со стороны коллег – это лучшая награда и хороший стимул к дальнейшей работе. Значит, проделанная работа была не зря, значит, востребован опыт специалиста, а это дорого стоит! Кроме того, методисту необходимо научиться вдвойне и искренне радоваться успехам и победам своих "подопечных" педагогов.

А на вопрос что первично в методической работе: творческая составляющая или шаблонность, протокольность, на мой взгляд, очень образно и ёмко ответил Роберт Шуман: "Да вьется всегда вокруг цепи правил серебряная нить фантазии".

…Негромко шелестит кулер в системном блоке. Апельсиновая луна заглядывает в окно. Уже поздно. Завтра будет новый день с новыми планами и заботами, со своими проблемами и конечно, достижениями.

8. Эссе Савиновой Л.А.

Эссе «Удивлять так на пять!»

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!»

В.А. Сухомлинский

«Человек, рожденный с ножницами и иглой в руках» - с детства говорила мама про меня. Уходя на работу, мама строго настрого наказывала не брать ножницы и иголки потому что я маленькая, а это опасные предметы и прятала их. Я всегда искала эти волшебные инструменты, находила и творила, творила, творила. Творила из всего: юбочку для куклы из резинки папиного носка, а из пятки этого же носка получалась милая кукляшная шапочка. И ни важно, что папа долго искал и не находил свой носок. Я же потом с гордостью демонстрировала ему свое творение. Фантики от конфет служили великолепным материалом для вечернего наряда, в который я облачала соломинку, представляя, что это изящная куколка. Летом вообще расширялось поле моей деятельности. Любой лепесток служил материалом и всякий бутон цветка платьем. Каждый день бал из новых платьев! Какое буйство красок и форм у природы! Захватывало дух. Все шло в дело. Помню, как наказала меня мама, обнаружив на своей любимой блузе зияющую дыру на спинке. Я ей пыталась объяснить, что именно эта деталь и этот цвет мне был так необходим для платья принцессы соседской Светки.

Сейчас будучи педагогом, вспоминая эпизоды из детства, я верю, что творчество ребенка наиважнейшее дело в его жизни. Поэтому свои занятия я строю сочетая педагогический материал с собственной душой и душой ребенка и это взаимное растворение является необходимой основой истинного образования. Род деятельности, которым я занимаюсь вместе с детьми, позволяет реализовать все мои детские начинания и мечты, так как включает в себя несколько дисциплин: конструирование, моделирование, пошив одежды и головных уборов, стилистику и дефиле. Создавая очередной шедевр, неважно, что это, платье, головной убор или аксессуар я полностью погружаюсь в процесс сама, увлекая за собой детей. Процесс образования я строю по принципу последовательности: интрига – интерес – поиск – исследование – осмысление – освоение –применение. Важнейшей задачей своей деятельности как педагога я считаю создание максимально окрашенного эмоционального фона занятий, что способствует стимулированию в равной степени как познавательной, так и творческой деятельности воспитанников. Следовательно, необходимо расширить опыт ребенка по созданию достаточно прочных основ его творческой деятельности путем ознакомления с мировым художественным и историческим наследием и техническим приемам основ программных дисциплин.

К. Д. Ушинский по этому поводу утверждал: «Если вы хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, заставь участвовать в этом усвоении возможно большее число нервов».

Воспитанники свободны в выборе темпа работы, вида деятельности, каждому дано право на ошибку и внесение корректив. Все темы программы направлены на то, чтобы воспитанник чувствовал необходимость «себя» в деле. Каждый результат деятельности воспитанника считается успехом, а каждый воспитанник сам по себе талант. Ведь на собственном опыте я знаю, что талант рождается вместе с ребенком. Ну и как это не признать если я сама, вспоминая фантазии моего детства, использую вместе с детьми при создании коллекций одежды нетрадиционные материалы как когда то конфетные фантики. Очень часто используем элементы в одежде на основе бионики. Воплощая в жизнь цветочные балы моего детства. А как любим нашим объединением «Клеш», которым я руковожу, способ трансформации одежды это вообще наш козырь на всех конкурсах и фестивалях, где мы всегда участвуем с большим успехом шокируя, публику превращениями одной модели одежды в другую. Вспоминается при этом потерянный папин носок, превращенный мной когда-то в наряд для куклы.

Творческое объединение молодежной моды «Клеш» стало для меня и воплощением детской мечты девочки и любимой работой.

И как много для меня значат такие реплики, ненароком услышанные в зрительном зале:

  • - Ах, что это за удивительное действо?
  • - Показ мод! – восторженным шепотом отвечает кто- то.
  • - Говорят, сегодня будут демонстрировать несколько коллекций: «Дыхание Севера» – она вся из меха и кристалона, «Казачьи перебранки» – вообще из бязи и кожи, а коллекция «Дива», костюмы которой сшиты из органзы и мешковины, вообще улет! Подумать только, такие сочетания тканей! Класс!
  • - Да, всю эту красоту ребята не только сами придумали, но и сделали своими руками!

Именно в такие моменты меня особенно переполняет чувство гордости за моих воспитанников от этих слов. В такие моменты я говорю себе: «Вот это по-нашему! Удивлять так на пять!» Я не оговорилась: по-нашему, значит, мой вклад как педагога в успех нашего общего дела немаловажен.

Сейчас, выводя так с трудом дающиеся строки, быть может, о самом сокровенном - все ещё боюсь произнести (даже себе!): «Моё призвание – педагог!?».

Для меня мой воспитанник - это мой ребенок, влюбленный в жизнь – в свободу, в свои любимые занятия, в свои просыпающиеся чувства, во все то, что составляет его вселенную, без чего он просто не может дышать.

Проживая на протяжении всех занятий в объединении множество ролей, воплощая в одежде, в образе свои мечты, образовательный процесс превращается в замысловатую игру, которая возможно, перерастет в их профессию.

9. Эссе Тарасовой И.С.

В поисках Синей Птицы

Ветер танцует, танцует море,
Танцует глубокое «Я»
И в этом пластическом вздоре
Есть философия:
Философия ветра, философия моря
И небес глубина.

Константин Овсейчик

…В очередной раз открываю дверь и переступаю порог танцевального зала. Привычным движением включаю свет, музыкальный центр. Хозяйским взглядом окидываю окружающую обстановку – все ли в порядке, все ли на месте. Все готово к занятию. Все привычное, будничное, и даже можно сказать, родное: коврики-трудяги, повидавший всякое станок, в углу дожидаются преданные балетки, в зеркалах дробится и множится мое отражение… На часах 17.45. В моем распоряжении еще несколько свободных минут. Взор задерживается на окне: там пушистый белый снег, наступающие сумерки заливают зимний пейзаж десятками оттенков синего цвета. Этот вид из окна внезапно рождает во мне ассоциации, такие знакомые, но забытые в повседневной суете. Причудливая игра света и теней чудесного лазурного зимнего вечера превращается в беспрерывный и плавный полет волшебной Синей Птицы. Да-да, той самой всем известной благодаря одному бельгийскому писателю птице. Еще в далеком детстве я искала ту единственную Синюю Птицу, что может без последствий для себя вынести свет нашей порой такой жестокой реальности и не увядает в череде серых буден.

Эти поиски начались, когда я пошла в первый класс и записалась сразу в несколько кружков (легкая атлетика, лыжи, волейбол). Также не прошли мимо меня и объединения вязания крючком, настольного тенниса, ну и конечно, танцевальный кружок. Я не знала, что из перечисленного станет моим, я не предполагала, что какое-то из этих детских увлечений будет сопровождать меня всю мою жизнь. Прошел год… второй… третий, и тогда я поняла, что хочу связать свою жизнь только с танцами. И это увлечение стало делом всей моей жизни. До сих пор, как только начинает играть музыка, и я стою за кулисами, за моей спиной раздается хлопанье лазурных крыльев, и, я понимаю, что нет ничего невозможного…

Решив вопреки отговорам близких и друзей получить профессию хореографа, я ступила на непростую, но очень интересную дорогу… Даже сегодня удивляюсь, как я, тогда 16-летняя девчонка, без руководителя, занимаясь в пыльном гараже под постоянно «зажевывающий» кассеты магнитофон, сама поставила и разучила танец для вступительного экзамена. Не знаю, как я показала этот танец, но видимо, на жюри произвело впечатление, как девушка, провожает парня на войну и остается напрасно ждать его с победой у колыбели сына. Я настолько вжилась в роль за эти неполные 5 минут, что заканчивала исполнение с настоящими слезами на глазах…

На этой дороге ожидало меня и испытание: я получила травму позвоночника, врачи были категоричны, их приговор «Хореографию необходимо оставить…» Ни кто не знает, чего мне стоило победить недуг и вернуться к нормальному образу жизни, добиться разрешения продолжить обучение и получить диплом и квалификацию «Руководитель хореографического коллектива, преподаватель». Другой профессии для себя я и не видела…

Ведь учить детей танцевать – это, наверное, не профессия, а предназначение, призвание. Сколько себя помню, мечтала о том, как буду учить детей правильно держать спинку, ставить ножку или ручку в позицию, взглядом передать характер танца. Может быть, сказалась моя страсть к танцам, может быть, сыграла роль моя любовь к младшим (будучи старшим ребенком в многодетной семье, обожала возиться с маленькими). Как бы там ни было, но детская мечта со временем воплотилась в жизнь.

Основной контингент моих воспитанников – это дошкольники 4-7 лет, посещающие Школу раннего развития «Родничок». Они приходят ко мне на занятия в четырехлетнем возрасте, такими смешными, порой неуклюжими, и за 3 года обучения, проведенных в атмосфере игры, сказки и творчества, меняются до неузнаваемости.

Помимо дошколят, ко мне приходят заниматься дети 14-16 лет – воспитанники театра песни «Вольный ветер», к которым нужен свой особенный подход. Ведь это подростковый возраст, очень важно для них быть не только педагогом, но и надежным старшим другом, с которым можно поделиться своими проблемами, переживаниями, и конечно, радостями. Я стараюсь каждому уделить минутку внимания: кого-то похвалить, кого-то утешить, с кем-то поговорить по душам, поскольку не все могут надеяться на понимание родителей, а в этом возрасте просто необходимо доверительное общение.

Каков же он, рисунок моего педагогического танца?

Первое па, которого начинается мое любое занятие – это Любовь в самом широком своем смысле – к детям, к делу, к танцу, к жизни … и к солнцу, к ветру, поющему в небесной сини… Если хочешь добиться успеха в каком-либо деле, надо обязательно действовать с любовью, в этом я твердо уверенна…

Второе, не менее важное и прекрасное па – сотрудничество в творчестве или сотворчество. По моему мнению, творчество присуще каждому человеку и даже воспитанник-дошкольник является не только личностью, но личностью творческой. Не требуется доказывать, убеждать в том, что достичь успеха всегда легче в сотрудничестве (тем более в хореографии – таком «коллективном» виде творчества). Постоянно происходит обмен мыслями, идеями, впечатлениями и настроением. И в таком диалоге сотрудничество переходит на более высокий уровень – сотворчество.

И через вторую позицию переходим к следующему па – создание ситуации успеха. На каждом занятии ставлю для себя цель: зажечь солнце в душе каждого, создать ощущение праздника, своей значимости и для заводной Тани, и для робкой Маши, и для озорного Пети. Важно, чтобы дети ушли с занятия в хорошем настроении, даже если у кого-то не получилось трудное движение или кто-то забыл танец.

И еще шаг, arabesque, прыжок, assemble, поворот, attitude... Вот и заключительное па – личный пример педагога. Что же скрывается за ним? Высокий профессионализм, увлеченность своей профессией, готовность к постоянному самообразованию, пунктуальность, справедливость, работоспособность, безупречный внешний вид, работа над развитием эстетического вкуса, воспитанность, общий культурный уровень. Так мало или так много?

Из-за дня в день я стараюсь не только дать азы танцевального искусства, но и стремлюсь познакомить моих юных танцоров с блаженствами и радостями жизни, так образно и ярко представленными Морисом Метерлинком: Блаженством Быть Здоровым, Радостью Быть Справедливым, Блаженством Любить Родителей, Радостью Быть Добрым, Блаженством Иметь Друзей. Ну а если иногда кого-нибудь из воспитанников посетит Блаженство Быть Невыносимым, то Радость Искреннего Общения с Детьми вместе с Радостью Любимой Работы помогут мне преодолеть возникшие трудности.

Я верю, что все мои воспитанники – особенные, все они – Лазоревые Дети, они непременно должны что-нибудь принести в Жизнь. Пусть далеко не все свяжут свою профессиональную судьбу с хореографией, но может быть, кто-то из них сможет победить на Земле Несправедливость, а кто-то просто принесет на Землю своим существованием ничем не омраченную радость другим людям…

…За дверью слышны радостные детские голоса, заливистый смех, веселая беготня. Сейчас ко мне придут маленькие танцоры, и вновь зазвучит музыка, и вновь Синяя Птица отправится в свой нескончаемый полет…

10. Эссе Фаизовой Э.Р.

«Светом вечным творчества гореть!»

Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны…

Антуан де Сент-Экзюпери

Жизнь и творчество для меня синонимы, в моем представлении они тесно и неразрывно слиты.

…мне 6 лет. Из-за трудных бытовых условий мне пришлось «познакомиться» с таким прозаическим предметом как ширма. Мне было невыносимо видеть темный фон и я, недолго думая, взяла в руки акварельные краски и кисточку. Так возник мой первый маленький шедевр – растительный орнамент по мотивам мультфильма «Аленький цветочек».

…мне 8 лет. Как и у каждой девочки, у меня была любимая кукла. Но, несмотря на сильную привязанность к ней, со временем она мне стала казаться несколько скучной, и, вооружившись ножницами, марганцовкой превратила ее в сказочную принцессу-мулатку с креативной стрижкой. А для завершения образа потребовалось любимое шифоновое платье мамы. Сейчас я понимаю ее состояние, когда она увидела уменьшенную копию своего лучшего наряда на кукле…

…мне 10 лет. Маме посчастливилось раздобыть шелковые шторы насыщенного апельсинового цвета. Мне они очень нравились, и однажды, когда делала аппликацию из цветной бумаги незаметно для самой себя перешла на вырезание кружков из штор. Самым интересным в этой истории является тот факт, что шторы так и остались висеть с зияющими дырами. Данный «шедевр» с гордостью демонстрировали гостям…

…мне 11 лет. Я почему-то боялась входить в серый мрачный подъезд. Выход из этой неприятной ситуации я увидела опять же в творчестве: увешала все стены собственными рисунками, которые своим светом разрушили все мои детские страхи. Так состоялась моя первая персональная выставка рисунков и тогда же меня впервые соседи назвали художником.

…мне 14 лет. В стране – перестройка с известными для всех нас вытекающими последствиями. Меня пригласила на день рождения подруга, которая была из весьма обеспеченной семьи. А зарплату родителям задержали на неопределенный срок, поэтому им было не до моей проблемы. Опять меня выручило Творчество. Буквально за 2 часа до вечеринки я нахожу мамину разделочную доску, ошкуриваю, расписываю акварелью в хохломском стиле, покрываю лаком и с помощью отца сушу ее в духовке. Но мне было очень неловко дарить такую «самодеятельность», особенно когда увидела другие «стоящие» подарки именинницы. Настроение совсем упало до нулевого уровня. Но тут подошла подруга и сказала: «Какая ты молодец, это самый лучший подарок!» Забегая вперед, скажу, что через несколько лет при встрече Наташа как-то спросила: «Помнишь, как ты мне подарила разделочную доску? Я ей до сих пор пользуюсь, она мне очень дорога».

…мне 15 лет. Пришло время задуматься о выборе будущей профессии. И естественным для меня стал выбор профессии художника, так как я поняла, что без красок и холста жить не смогу.

…мне 16. Я стала студенткой Заочного народного университета искусств. На одном этапе обучения нам было дано задание встретиться с известным (на уровне области, района) художником. Находясь в долгом поиске, я с трудом нашла заветный адрес Тимофеева Владимира Васильевича. Не ожидая от встречи ничего особенного для себя, была поражена теплым приемом и неподдельным, искренним интересом к внутреннему, духовному миру начинающего художника. Незабываемое впечатление на меня произвела его непоказная скромность, с которой он диктовал свои «титулы и регалии» - член общества «Самодеятельные художники России», награжден дипломами и медалями лауреата Всесоюзных смотров самодеятельных художников в 1985 и 1987 годах, его работы находятся в частных коллекциях России, Израиля, Швеции, Чехии. Во время экскурсии на импровизированную выставку его работ от него не ускользнуло, с каким восхищением и вниманием я рассматривала каждую картину, каждый мазок, линию. На прощание он подарил ценный подарок – собственноручно загрунтованные холсты и свои рабочие кисти (значимость этого подарка, его духовную стоимость я оценила намного позже) и сказал такие слова: «Я увидел в твоих глазах огонь». «Гори, гори ясно, чтобы не погасла!» Эти слова до сих пор звучат внутри меня и стали моим девизом, в работе и вообще в жизни, так же я ими напутствую своих воспитанников, ступивших на мой путь. А эти кисточки и сейчас стоят на моем столе, они стали моим талисманом: начиная ответственную работу, я обязательно прибегаю к их волшебной помощи и дело спорится…

Приобретя опыт художника-оформителя, учителя по изобразительной деятельности в общеобразовательной школе, портного, педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности и основам дефиле, а также универсального парикмахера, стараясь во все привнести дух творчества, заставив засиять окружающую действительность яркими, радужными красками.

На сегодняшний день я прочно связала свою профессиональную судьбу со сферой образования, а именно системой дополнительного образования. Основной мой контингент - воспитанники 4-7 лет. Я им помогаю стать своими в мире прекрасного, знакомя с основами живописи и дефиле. Для того, чтобы каждое занятие было неповторимым и «волшебным», я учу детей видеть в обычных вещах что-то необычное. Так например, на занятиях по ИЗО мы рисуем на влажных салфетках, вырезаем ручкой на мыле узоры, наносим живописные мазки на виниловые пластинки и прослушиваем их звуки, рисуем портрет мамы декоративной косметикой при помощи ватных палочек. На занятиях по дефиле воспитанника самостоятельно раскрашивают ткань для пошива коллекции, совместно с родителями изготавливают галстуки и шляпы из газет, из синтетических мочалок мастерят заколки для волос и браслеты, создают аксессуары из пищевой фольги.

Оглядываясь назад, хочется верить и надеяться, что я зажгла искорки творчества в душах своих юных художников. Саша Бритов выбрал профессию аэрографа, в данный момент живет в Москве, является специалистом по росписи автомобилей. Салихова Фируза выбрала профессию дизайнера, ее работы украшают интерьеры зданий города Оренбурга. Губанова Лиза и Скубакова Лиза успешно продолжают обучение в детской школе искусств на художественном отделении. Я согласна с высказыванием Сергея Довлатова: «В любой работе есть место творчеству» и верю в то что «…жизнь каждого человека на Земле и есть результат его творчества».

Жизнь продолжается. И на ее мольберте возникают пейзажи, натюрморты и портреты, а красками на палитре Творчества служат яркие впечатления детства. Ведь на заре жизни трава выглядит особо изумрудно-зеленой, а небо – пронзительно-голубым и бездонным, с белыми пушистыми облаками, и кажется, что день будет длиться вечно. А ведь все мы – родом из детства…

11. Эссе Филатовой Е.Г.

«Одна из ста дорог»

Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собою, как пламя и свет. Что пылает, то, верно, светит, что живет, то, конечно, действует.

Глинка Ф. Н.

Рано или поздно каждый человек задает себе вопросы: «Для чего я живу? Что главное в моей жизни? Без чего не смогу жить? Почему я выбрал именно эту профессию из множества других?»

Задумавшись о своем жизненном пути, я поняла, что не могу провести черту, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, дорога длинною в жизнь, зовущая и ведущая к бесконечному самосовершенствованию. Я не педагог, я педагог-руководитель. Каждый день на меня глядят сотни глаз дошколят, их родителей и педагогов, и мне приходится за минуту принимать десятки решений, отвечать на вопросы, и стараться каждому уделить внимание.

А все-таки, почему я оказалась рядом с детьми? С детства я мечтала стать воспитателем, мне хотелось быть рядом с маленькими детьми, дарить им свое тепло и доброту. Мне безумно хотелось поскорее стать взрослой, получить специальность и реально осуществить свои мечты в жизнь.

Передо мной было сто дорог, но я выбрала только одну, которая привела меня в Дом пионеров и школьников. Начала свой трудовой путь с руководителя кружка. 20 лет прошло с тех пор как передо мной открылись двери этого учреждения, но всегда я находилась рядом с детьми и получала от общения с ними истинное удовлетворение того, что я на правильном пути. Вот уже на протяжении 9 лет являюсь руководителем Школы раннего развития «Родничок». Моя Школа - это самый поразительный мир, где не бывает дней, похожих друг на друга, где постоянно происходят открытия чего-то нового и интересного. Здесь некогда всем скучать, грустить и терять время даром. Здесь каждый воспитанник – это вершитель будущего, а значит, все обитатели этого мира причастны к судьбе нашей планеты в целом. Здесь постоянно нужно идти в ногу со временем, нужно суметь оставаться интересным для всех жителей моего мира и беспрерывно пополнять копилку знаний. Поэтому в этом мире приживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые ответственные, самые добрые, самые интересные, самые талантливые, самые удивительные люди и, вообще, самые-самые. И это можно отнести к педагогам Школы «Родничок». Ведь, для меня «педагог» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть педагогом – это и значит жить. А как сказал английский критик, лексикограф и поэт эпохи Просвещения Самюэль Джонсон: «Жить – значит непрерывно двигаться вперед».

И я тороплюсь все успеть. Хочу учиться, хочу учить. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу быть искренним, искренним с собой, с другом, с близким, с далеким. Хочу быть отзывчивым, чтобы не пройти рядом с чужой болью. Хочу быть интересной, ответственной, стойкой и этого требую от своих педагогов. В той жизни, которую я выбрала сегодня, нужно много терпения, мужества и стойкости. Я люблю свою работу. Я горжусь тем, что педагогический процесс в Школе за годы моего руководства выстроился в единую цепочку. Я, педагоги, дети и родители мы все являемся звеньями этой цепи. И с каждым днем я все больше убеждаюсь, что моя мечта осуществляется, воплощаются в жизнь все мои детские фантазии…

Я смело могу назвать себя счастливой, ибо я нашла ответы на те непростые вопросы, которыми задается однажды каждый из нас.

Взгляд через объектив

Экранные искусства (кинематограф, телевидение, видео) в наше время обретают особое значение в решении задач воспитания и образования. Искусство экрана, по сути, явилось синтезом всех существовавших ранее искусств (живопись, литература, музыка), что и объясняет его своеобразный и уникальный по силе воздействия эффект.

Детское самодеятельное видеотворчество обладает большим педагогическим потенциалом, поскольку создание фильма воспитанниками сопровождается творческой деятельностью, синтезирующей знания и умения в области разных видов искусства, требующей специальных и общехудожественных знаний, умений и навыков, а также предполагающей индивидуальные и коллективные формы работы, результаты которой зависят от вклада каждого члена съемочной группы. Деятельность обучающегося в самодеятельном видеотворчестве развивает его эстетические чувства, творческую активность, кинематографическую грамотность, а также такие личностные качества как коммуникабельность, способность к самоопределению и рефлексии, умение работать в коллективе.

В связи с вышеизложенным, проблему своей педагогической деятельности педагог дополнительного образования МО УДОД "Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области" Ирина Валериановна Нестерова определяет как "Формирование полного комплекса компетенций (гражданских, профессионально - трудовых и др.), позволяющих стать полноценным гражданином своей страны, способным решать реальные социальные задачи на основе морального выбора". Проблема сформулирована в соответствии с идеями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Актуальность педагогического опыта Ирины Валериановны заключается в опоре содержания деятельности киностудии на особенностях подросткового возраста, которые характеризуются стремлением самоутверждаться, пробовать свои силы в разнообразной деятельности, познавать окружающий мир посредством общения.

Педагогическое кредо Ирины Валериановны можно сформулировать как "всегда рядом, всегда вместе".

Реализация системы аудиовизуального образования обучающихся, разработанная педагогом, возможна при использовании деятельностного подхода, реализованного в игровых и моделирующих процессах, методиках на базе педагогики диалога и сотрудничества.

Предлагаемые компоненты обеспечивают оперативность реагирования на смену ситуаций в социуме и требования времени, именно так возникли методики практического освоения воспитанниками новых видов деятельности - видеосъемки, видеомонтажа, мультимедийных компьютерных технологий.

За годы педагогической деятельности Ириной Валериановной были разработаны принципы организации системы занятий:

- методологическая направленность занятий, система диагностики интересов и развития конкретной социальной группы подростков, контактности и других психологических качеств, определяющих вариант выбора программы аудиовизуального образования;
- связь изучаемого материала с жизнью, современностью, с изменениями, происходящими в мире, стране, регионе, данной местности;
- учебно-познавательная значимость используемого материала (здесь следует учитывать, что даже сомнительные "ценности" поп-музыки, многих видеоклипов и рекламных видеороликов, телесериалов, манеры общения теле- и радиоведущих и т.п. несут огромный объем социально-бытовой информации, восприятие которой сильно влияет на формирование круга ценностных ориентаций подростков);
- умение использовать различные виды мотивации в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности и возраста обучаемых, диагностика результативности применяемых приемов и педагогических технологий, что напрямую выводит к вопросу о диагностике эффективности механизмов социальной реабилитации подростков;
- воспитание аудиовизуальной (медиа) культуры на основе высокой активности деятельностных процессов и их практической ориентации;
- акцент на формирование навыков внимания, восприятия, развития памяти, творческого мышления, создания благоприятных условий для творческой активности подростков с обязательным выходом на сферы социального бытия;
- участие творческих работ ребят на местных и общероссийских фотовыставках, фестивалях, размещение лучших материалов в местной прессе, создание собственных выпусков передач на местном телевидении, сайтов в Интернет и т.д.;
- гибкость системы занятий, оперативное реагирование на события регионального и мирового значения, поощрение инициативы обучающихся и практико-ориентированного процесса самообразования, создание специальной системы педагогических стимулов.

Для эффективности как эмоционального, так и интеллектуального развития личности и формирования индивидуальности подростков необходима сбалансированная система деятельности. Поэтому оптимальным для данной образовательной программы представляется сочетание таких типов деятельности, как эстетическое восприятие (с акцентом на переживание и рефлексию), интерпретация результатов восприятия и художественно-творческая деятельность, а также освоение знаний, стимулирующих остальные виды деятельности.

Непременным условием образовательного процесса по программе "Допинг" является активная деятельность воспитанников в процессе коллективного творческого дела. Она представляет собой совместный поиск наилучшего решения какой-либо творческой идеи и осуществляется, задумывается, планируется и оценивается сообща. Наряду с этим программой предусмотрено использование следующих форм занятий:

- занятие - беседа – необходима при рассмотрении таких тем, как: "Зарождение кинематографа, влияние технического прогресса на развитие фото-, видеотехники", "Современное киноискусство";
- занятие – экскурсия – это занятие делает возможным привлечение богатого иллюстративного материала, выставочных и музейных экспонатов, интересными материалами, касающимися истории родного края, необходимого для создания видеофильмов, также знакомства со спецификой деятельности журналистов, операторов, режиссеров на их рабочем месте;
- занятие – творческая встреча – проводится с людьми, занимающимися тележурналистикой, корреспондентами, операторами, людьми с интересной судьбой, о которых готовится видеоматериал и пр.;
- тренинговое занятие - специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего "самочувствия", эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.;
- практическое занятие – занятие, на котором производятся создание сценариев, их редактура, съемка, монтаж, озвучивание видеофильмов. Данная форма подразумевает организацию детей в творческие группы, разделение ролей по направлениям работы над фильмом;
- зачетное занятие – занятие, организуемое с целью изучения уровня освоения детьми теоретических знаний, практических умений.

Ирина Валериановна в ходе реализации программы использует следующие приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, метод контроля, метод игровой ситуации, проблемно-поисковый, ситуационный, творческий метод.

Немаловажное значение имеют дидактические материалы, используемые в ходе реализации программы: учебные пособия и книги, разработки бесед, учебные фильмы (н-р: "Твой первый фильм"), медиатека (фильмы, отснятые ранее, мультимедипрезентации, фонограммы, фотоматериалы).

Наряду с названными формами обучения Ирина Валериановна использует индивидуально-групповые формы работы. В ходе занятий обсуждается замысел, разрабатывается каждый эпизод фильма, принимается решение о проведении съемок и "досъемок", намечается звуковое оформление эпизода, определяется способ монтажа. В процессе работы над фильмом все дети пробуют себя в роли оператора и сценариста, журналиста и монтажера, режиссера, приобретают азы профессиональной деятельности. Созданный таким методом фильм часто становился лауреатом фестиваля детского видеотворчества, а автор – "звездой" видеостудии.

Особое значение Ирина Валериановна уделяет систематической воспитательной работе в объединении. Преломляя сквозь линзы объектива актуальные, "острые" социальные проблемы школы, села педагог объединяет мальчишек и девчонок на созидательный поиск, учит видеть необычное в обыденной жизни, формирует журналистское чутье, помогает овладеть навыками общения с любыми представителями населения. Осуществляемая ею воспитательная деятельность органично вписывается в воспитательную систему средней школы с. Ибрагимово, сущность которой можно сформулировать как "воспитание на миру". Киностудия обладает еще одним достоинством - все, кто может стать объектом внимания, становятся соучастниками творческого процесса. Здесь популярность и доступность жанра порождают устойчивую мотивацию к действию всех участников - от режиссера до зрителя. Продукт, который производится студией, бывает весьма разнообразным, но всегда зрелищным и ярким.

Литература

  1. Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации. Учебное пособие. – М.: КДУ, 2008. - 116 с.
  2. Резников Ф.А. Видеомонтаж на персональном компьютере. – М.: Издательство ТРИУМФ, 2000.
  3. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. – М., 1995.