Согласно статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Понятия «молодежное общественное объединение» и «детское общественное объединение» в законе не сформулированы, оговариваются лишь некоторые требования, предъявляемые к членам и участникам детских и молодежных общественных объединений. Согласно статье 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» «...членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет...», а «членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет». Как правило, детскими считаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет от общего числа членов; молодежными считаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан 14-30 лет от общего числа членов.

Общественным также считается объединение, которое:

  • создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;
  • осуществляет социально-направленную деятельность;
  • не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» устанавливает основные принципы создания и деятельности общественных объединений. В соответствии со статьей 15 данного закона «... деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной».

Основные принципы создания и деятельности общественных объединений, установленных Федеральным законом «Об общественных объединениях»:

  • добровольность: добровольность вхождения и свобода выхода из объединения; участие молодых людей в деятельности объединения без принуждения и внешнего контроля;
  • равноправие: все члены объединения имеют равные права независимо от того, какую должность в общественном объединении они занимают;
  • самоуправление: деятельностью объединения руководят выборные органы; выбор целей деятельности и путей их достижения осуществляется совместно всеми членами объединения;
  • законность: соответствие деятельности, нравственных ориентиров организации действующему законодательству;
  • гласность: открытость, публичность деятельности при безусловном учете предложений всех членов объединения.

Исследователи детского и молодежного движения выделяют основные принципы жизнедеятельности общественного объединения:

  • социализация: непрерывность и открытость освоения ребенком социального опыта, включение объединения в широкие социальные связи, определение своего места в социальной среде;
  • гуманизация: признание личности и самого объединения как самоценности;
  • демократизация: личности гарантируется осуществление ее прав и ответственности в деятельности объединения; реализация прав и обязанностей объединения в государстве и обществе;
  • индивидуализация: учёт и развитие индивидуальности личности, и становление непохожести объединения;
  • сотрудничество: субъект-субъектные отношения в объединении и такая же форма взаимодействия объединения с государственными и общественными структурами;
  • гармонизация: согласованность интересов личности, объединения и общества;
  • интеграция: объединение и использование творческих потенциалов всех членов общественного объединения и благоприятных «внешних» воспитательных влияний.

Организационно – правовые формы общественных объединений

Статья 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит, что «общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности». Раскрываются понятия организационно-правовых форм в следующих статьях закона:

  • Статья 8: «общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан»;
  • Статья 9: «общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения»;
  • Статья 10: «общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели»;
  • Статья 11: «общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения»;
  • Статья 12: «органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания».

Как показывает практика создания общественных объединений, наиболее часто встречающейся формой объединений, созданных в образовательных учреждениях, является общественная организация.

Статьей 13 закона устанавливается возможность общественных объединений создавать союзы (ассоциации): «общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации».

В Оренбургской области действует 864 детских общественных организации (ДОО) на базе образовательных учреждений. Школьные детские организации входят в состав районных и городских ДОО, которые как отделения входят в состав Оренбургской областной общественной организации «Федерация детских организаций».

ОООО «ФДО» насчитывает более 80000 мальчишек и девчонок. Организация действует с 1993 года. Является некоммерческой и неполитической. Цель ОООО «ФДО» - становление общественно активных позиций у детей и подростков Оренбургской области.

В целях эффективного развития детского движения Оренбургской области рекомендуем использовать следующую структуру ОООО «ФДО», опирающуюся на нормативно-правовую базу.

Региональный уровень:

Действует Межведомственная программа развития детского движения в Оренбургской области на 2014-2016 годы.

ОООО «ФДО» имеет свою символику и атрибуты: красный тюльпан и галстук - триколор.

Членство в ОООО «ФДО» с 8 лет.

Муниципальный уровень.

Районные или городские детские общественные организации имеют статус отделений ОООО «ФДО». Руководит отделением согласно Уставу ОООО «ФДО» председатель Совета отделения. У отделения есть свой устав, программа деятельности.

Обеспечивает работу отделения (организации) методист по детскому движению.

Функциональные обязанности методиста следующие:

Методист должен знать и использовать в своей работе:

  • Конвенцию о правах ребёнка;
  • нормативную базу деятельности детских и молодёжных общественных объединений;
  • основы педагоги и возрастной психологии, принципы дидактики;
  • принципы методического обеспечения своей деятельности;
  • владеть различными методиками работы;
  • систему организации образовательного и воспитательного процессов в учреждении;
  • принципы и порядок разработки программной документации, планов работы, воспитательных программ, методических рекомендаций, связанных с направлением деятельности;
  • методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы в учреждениях;
  • принципы и содержание работы методических объединений педагогических работников;
  • принципы систематизации методических и информационных материалов;
  • современные образовательные и воспитательные технологии;
  • психологические особенности развития временного детского коллектива;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Функции

Основными направлениями деятельности методиста являются:

  1. организация деятельности детских и молодёжных общественных объединений в образовательных учреждениях;
  2. методическое обеспечение работы детских организаций.

Должностные обязанности

Методист по работе с детскими и молодёжными общественными объединениями выполняет следующие должностные обязанности:

  1. Устанавливает контакт с руководителями школ, оказывает методическую и практическую помощь, связанную с направлением деятельности, педагогам – организаторам, старшим вожатым, заместителям директоров школ по воспитательной работе.
  2. Осуществляет накопление, систематизацию и распространение методической продукции по программно- методическому обеспечению работы с детскими и молодёжными общественными объединениями в образовательных учреждениях района.
  3. Принимает участие в работе областных семинарах-совещаниях, связанных с направлением деятельности, обобщает, систематизирует и передаёт полученную на семинарах- совещаниях информацию педагогам-организаторам, старшим вожатым и заместителям директоров школ по воспитательной работе.
  4. В случае необходимости осуществляет руководство районной детской организации.
  5. Проводит районные тематические семинары, круглые столы, индивидуальные консультации, связанные с направлением деятельности.
  6. На основе диагностики анализирует состояние методической и воспитательной работы в школах и разрабатывает предложения по повышению эффективности.
  7. Исследует, изучает и обобщает опыт лучших детских и молодёжных общественных объединений в районе, систематизирует имеющийся опыт по работе с детскими организациями.
  8. Обобщает и распространяет опыт первичных общественных объединений.
  9. Планирует работу на год в соответствии с поставленными задачами.
  10. Организует подготовку и проведение районных мероприятий, связанных с направлением деятельности.
  11. Участвует в реализации областных программ, связанных с направлением деятельности.
  12. Участвует в подготовке к областным конкурсам, оказывает участникам района методическую и практическую помощь, связанную с направлением деятельности.
  13. Ведёт постоянную работу с активом класса.
  14. Занимается пропагандой и привлечением детей в детские и молодёжные общественные объединения.
  15. Формирует состав районных и городских команд на областные лагерные сборы.
  16. Оказывает методическую помощь и поддержку при проведении районных лагерных сборов.
  17. Поддерживает инициативу детей и молодёжи.
  18. Привлекает внимание администрации города и района к деятельности детских и молодежных общественных объединений.
  19. Анализирует эффективность своей работы, работы детских и молодёжных общественных объединений, старших вожатых, педагогов–организаторов.
  20. Ведёт необходимую отчётную документацию