Этнографический коллектив "Ляйсан" был создан в 1998 году на базе Никольской средней школы. Организатор и бессменный руководитель коллектива – Мансурова Венера Абдулловна. Появление коллектива было подготовлено самим временем, ситуацией национальной культуры в целом. На протяжении многих лет на территории Оренбургской области проживают представители 119 наций и народностей. Село Никольское Кувандыкского района Оренбургской области является "островком" татарской культуры, и уроки в школе с этнонациональным компонентом ведутся на родном языке.

Благодаря этому фактору, еще не имея официального статуса, будущие воспитанники коллектива были приглашены в 1996 году областным дворцом творчества детей и молодежи имени В.П. Поляничко для участия в этнографическом фестивале "Радуга".

Репертуар коллектива складывался постепенно. Основным его источником являются старожилы, хранители народного духовного богатства. Созидая веков связующую нить, бесценный материал подрастающему поколению передают Гаряева Катифьямал Аби, Даутова Фаима Исхаковна, Минкина Амина Аби.

Значительным шагом в жизни коллектива стал переход от стилизованного костюма к традиционному, так как костюм представляет собой один из важных элементов традиционной культуры.

Коллектив "Ляйсан" является участником многих фольклорных фестивалей разного уровня (районный фестиваль национальной дружбы, районный фестиваль национальных культур "Земляки", районный конкурс художественной самодеятельности "Твои таланты, школа", профильный этнографический лагерь "Земляки", областной смотр-конкурс "Этнографическая мозаика Оренбуржья", областной смотр-конкурс этнографических коллективов "Радуга", областной смотр-конкурс "Этнографическая мозаика Оренбуржья").

Данный коллектив известен далеко за пределами села: о "Ляйсан" неоднократно писали в районной газете "Новый путь", в областной газете на татарском языке "Яна Вакыт", а также был снят и транслировался на телевидении фильм по поводу победы в областном детском этнографическом фестивале "Радуга".

На сегодняшний день в творческом багаже коллектива накоплено немало народных татарских песен, игр, сказок, танцев, народных обычаев и обрядов, а также современных эстрадных песен на татарском языке.

Бережное отношение к традициям национальной культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этических основ национального характера. Освоение наследия народной традиционной культуры, важнейшей составной частью которой является фольклор, служит творческому развитию личности, укреплению естественных связей между поколениями, консолидации общества.

В этнографическом коллективе "Ляйсан" ребята изучают татарский фольклор во всем его многообразии. Это и древние доисламские и мусульманские обычаи, традиции, праздники, устный, музыкальный фольклор и декоративно-прикладное искусство татар.

Большое внимание уделяется изучению традиций разных этнографических групп татар, таких как казанские татары, мишары, сибирские татары, астраханские татары.

И все, что изучается на занятиях коллектива, находит свой выход во время татарских народных праздников, которые являются самой собирательной, яркой и массовой частью фольклора. На праздниках присутствуют в первую очередь народные обряды, которые отражаются в устном фольклоре (заклички, кричалки), и в музыкальном фольклоре (песни, игры, хороводы). Не обходятся праздники и без татарских национальных состязаний (бег в мешках, перетягивание каната и др.), обязательно присутствует и декоративно-прикладное искусство (оформление праздников, татарские национальные костюмы, выставки детских работ).

Заслугой Мансуровой Венеры Абдулловны является сохранение и возрождение традиций своего народа. Она с воспитанниками коллектива проводит такие татарские национальные праздники, как: "Рамазан" - мусульманский праздник, посвященный ниспосланию людям Корана; "Кунаклашу" - осенний календарный праздник, посвященный успешному сбору урожая; “Нурдуган” - зимний календарный праздник чепецких татар, мишар и татар кряшен; "Навруз" - новый год по древнему восточному календарю, наступающий в день весеннего равноденствия 21 марта; "Карга боткасы" - древний весенний праздник, посвященный встрече теплой весны - благодарение птицам за то, что они принесли весну на своих крыльях; а также обряды и обычаи: "Аулак ой" (Посиделки), "Каз омэсе" (Субботник). Календарные праздники стали неотъемлемой частью жизни этнографического коллектива.

Венера Абдулловна в своей педагогической деятельности широко использует возможности синтеза прошлого и настоящего, соединяет традиционные напевы и наигрыши с современным, но в то же время, бережно передает национальное ощущение ритма и гармонии. Создание воспитательной среды в объединении основано на гуманистических традициях мирового, российского образования и национальной (татарской) культуры.

Особенность воспитательной работы, проводимой Венерой Абдулловной, состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – села Никольское, как части России. Большое значение придает краеведческой работе с семьями воспитанников, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций жителей села, что помогает детям лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы воспитанников, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Таким образом, воспитанники коллектива "Ляйсан" успешно и плодотворно проводят многогранную работу по сохранению, развитию и пропаганде татарской культуры в селе Никольское.

Некоторые выпускники объединения выбирают этнографию своей профессией. Так, Субханкулова Дамира окончила Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей, работает в татарском драматическом театре им. М. Файзи, г. Оренбург. Мустафин Алмаз также работает в татарском драматическом театре им. М. Файзи, г. Оренбург.

Сегодняшний "Ляйсан" продолжает свои традиции. Это касается и сохранения традиционного костюма, и сбора этнографического материала. Но, как известно, развитие невозможно без внесения каких-либо изменений. Значительно пополнился репертуар ансамбля. Разучивая ту или иную песню, воспитанники, прежде всего, обращаются к контексту ее функционирования, прослушивают на аудиодиске в исполнении носителей традиции.

За годы творчества коллектив "Ляйсан" стал неотъемлемой частью культурной жизни села Никольское, его духовной ценностью. Таким образом, можно сказать, что он оправдывает свое название: ведь в переводе "Ляйсан" означает "первый теплый весенний дождь", который приносит надежду на продолжение жизни, возрождение традиционных народных корней.

В творческих планах воспитанников этнографического коллектива "Ляйсан" организация этнографической экспедиции в г. Казань с целью пополнения репертуара, приобщения к непосредственным первоистокам татарской культуры.