ОПРОСНИК «Страхи детей» для дошкольников
(авт. К.И. ЗАХАРОВ)
Вопрос: Ты боишься или не боишься?
1) когда остаешься один;
2) нападения, бандитов;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) маму... папу;
8) что тебя накажет мама... папа;
9) Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, чудовищ;
10) опоздать в детский сад;
11) когда ложишься спать, перед сном (если да, то чего конкретно);
12) страшных снов (если да, то каких конкретно);
13) темноты, когда темно;
14) животных: волка, медведя, собак, насекомых, пауков, змей;
15) машин, поездов, самолетов;
16) бури, урагана, наводнения, землетрясения;
17) когда высоко;
18) когда глубоко;
19) в маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе;
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших улиц, площадей;
25) кроме зубных, других врачей;
26) крови, когда кровь идет;
27) уколов;
28) боли, когда больно;
29) неожиданных резких звуков, когда внезапно что- нибудь стукнет, упадет;
30) сделать что-либо плохо;
31) не успеть куда-то прийти или что-то сделать.
Утвердительные ответы ребенка на вопросы засчитываются как один балл. Если с ребенком беседуют родители, то предлагаем задать дополнительные вопросы, которые касаются взаимоотношений ребенка с педагогом:
— Ты боишься или не боишься (имя, отчество воспитателя)?
— Ты боишься или не боишься, что тебя накажет {имя, отчество воспитателя)?
Положительные ответы на эти два вопроса могут свидетельствовать о психологическом дискомфорте ребенка при нахождении в детском саду.
Возрастные нормы страхов для детей дошкольного возраста: для мальчиков трех лет — 7, для девочек трех лет — 9 страхов являются возрастной нормой. В возрасте четырех лет у детей картина меняется: для мальчиков — 9, а для девочек — 7 страхов становится нормой. В возрасте от 3 до 5 лет дети боятся темноты, одиночества, замкнутого пространства. Так же в этом возрасте дети боятся боли, уколов, сказочных персонажей, высоты, крови и неожиданных звуков. Для пятилетних мальчиков 8 страхов являются возрастной нормой, а для пятилетних и шестилетних девочек — 11. Для шестилетних и семилетних мальчиков, которые еще не пошли в школу, индекс страхов составляет 9, а для семилетних девочек значение нормы страхов имеет максимальное значение — 12. Типичными страхами детей 5 — 7 лет являются: страх войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, глубины, страшных снов, перед засыпанием, огня, пожара, заболеть и страх наказания.
Если количество страхов у ребенка превышает возрастную норму в 1,5 раза, то уже можно говорить о том, что психика ребенка находится в состоянии перенапряжения и необходимы специальные психологические меры по нормализации эмоционального состояния ребенка. Необходимо обратить внимание на ответы ребенка по 10-му, 30-му и 31-му вопросам. Положительные ответы на эти вопросы говорят о социальной тревожности у ребенка, происхождение которой целиком и полностью зависит от чрезмерно обязательных и принципиальных взрослых.
Отдельно необходимо остановиться на страшных снах у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст — это возраст, когда вне зависимости от состояния эмоциональной сферы ребенка у него возрастает количество кошмарных снов, увеличиваясь многократно при нервных нарушениях. Появление навязчивых кошмарных снов свидетельствует о том, что психика ребенка не в состоянии «переварить» те аффективные переживания, которые тревожат ребенка днем, продолжая свою работу ночью. Как помочь малышу, ведь после ночных кошмаров ухудшается не только его настроение, но и общее самочувствие? Разговоры и убеждения родителей на тему: «Не бойся!» не достигают успеха, поскольку страх уже завладел душой ребенка, проник в его подсознание, тревожит даже во сне и нужны специальные способы для его преодоления.
Технология работы по психологической коррекции страхов и в том числе страшных снов у детей дошкольного возраста представляет собой несколько этапов ролевого разыгрывания сказок и историй, сочиненных ребенком на тему своего страха и страшных снов.
Памятка для детей и родителей «Правила общения со страхами»
-
Страхи больше всего боятся смеха, поэтому просто необходимо увидеть смешное в страшном (бандит, к примеру, которому, как считает девочка Ира 6 лет, приказали поймать всех хороших девочек в городе Санкт- Петербурге, оказался таким толстым, что мог только лежать на диване).
-
Еще страхи не любят, когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи в этот момент чувствуют себя бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе — тем он становится меньше.
-
Также страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги да просто осуществить с ними разнообразные действия, которых страхи просто не переносят. От этих действий (психологического манипулирования страхами) страхи вместе со страшными снами начинают таять, как тает снег в погожий весенний день.
Возрастные страхи (проходят с возрастом ребенка, требуют правильного обращения) |
Невротические страхи (не проходят с возрастом ребенка, требуют психологического и психотерапевтического вмешательства) |
1. Эмоционально не выражены, не слишком заметны и не мешают ребенку |
1. Эмоционально выражены, заметны, мешают ребенку |
2. Имеют преходящий характер |
2. Сохраняются в течение длительного времени |
3. Не оказывают неблагоприятного влияния на формирование характера ребенка |
3. Оказывают неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка, в характере могут появиться неуверенность, тревожность, мнительность |
4. Выраженные нервно- психические нарушения отсутствуют |
4. Присутствуют и другие выраженные нервно-психические нарушения помимо страхов |
5. Ребенок пытается изучить объект страха, познать и преодолеть |
5. Ребенок избегает объекта страха, нового, неизвестного |
6. Страх одиночества, темноты и животных не выражен |
6. Страх одиночества, темноты и животных заметно выражен |
7. Страхи легко поддаются коррекции и самокоррекции |
7. Страхи с трудом поддаются коррекции и самокоррекции |