П О Л О Ж Е Н И Е
о районном Конкурсе исследовательских краеведческих работ
участников Всероссийского туристско-краеведческого движения
«Отечество» «Растим патриотов» (далее Конкурс)
2009-2013 гг.
1. Цели и задачи:
Воспитание гражданственности, патриотизма и чувства любви к малой Родине;
Развитие творческих способностей детей и подростков на основе поисково-исследовательской, образовательной деятельности и средствами туристско-краеведческой работы;
Активизация поисковой и учебно-исследовательской деятельности обучающихся Оренбургской области в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество»;
Выявление и поддержка одаренных школьников, обладающих способностями творческой деятельности, проводящих краеведческие исследования.
Совершенствование методик исследовательской работы в области краеведения;
Интеркультурное воспитание подрастающего поколения, на основе гуманистических ценностей.
2. Порядок проведения конкурса:
Конкурс проводится в 3 тура.
Первый тур Конкурса проводится оргкомитетами, сформированными органами управления образованием районов и городов Оренбургской области. Территориальные оргкомитеты по итогам первого тура Конкурса «Растим патриотов» отбирают лучшие работы для участия в областном конкурсе.
Второй тур (заочный) Конкурса проходит в ОЦДЮТурК.
Третий тур Конкурса (финал) проводится в форме конференции. К участию в третьем туре допускаются юные исследователи, успешно прошедшие по решению жюри второй тур.
Программа Конкурса может изменять направление секций в зависимости от Всероссийской программы туристско-краеведческого движения «Отечество».
3. Участники Конкурса
Для участия в Конкурсе приглашаются учащиеся 7-11 классов школ, учреждений дополнительного образования, школ-интернатов, детских домов. Работы должны быть индивидуальными.
4. Правила представления работ:
Творческие работы следует представить в печатном варианте (2 экз.). Работа должна быть выполнена самостоятельно. При подготовке работ допускается участие научных руководителей в качестве консультантов.
В работе необходимо четко обозначить достижения автора и область применения результатов. Рецензия преподавателя и рекомендации руководителя учебного заведения – обязательны.
Проблема, затронутая в работе, должна быть, по возможности, социально значимой и оригинальной. Если проблема (тема) не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение. Ценными является творчество, интеллектуальная продуктивность открытия и генерация новых идей, может быть даже необычных, но обоснованных. Рецензии работ и приложения не возвращаются.
Работы, не соответствующие требованиям Конкурса и присланные по истечению указанного срока, рассматриваться не будут.
5. Программа Конкурса:
- Летопись родного края
- Земляки
- Исчезнувшие памятники России (включает исчезнувшие села)
- Культурное наследие
- Литературное краеведение
- Этнография
- Природное наследие
- Исторический Некрополь России (включает Некрополи Оренбургской области)
- Военная история
- «Нет фашизму»
- Великая Отечественная война
- Дети и война
- Поиск
- История детского движения
- Школьные музеи
- К туристскому мастерству
- Моя родословная
- Археология
- Экология
- Юные геологи
- История народного образования
Работы направляются до 15 ноября 2011 года по адресу: 462241, г.Кувандык, ул.Строителей,13, МОУДОД «Дом пионеров и школьников» отдел гражданско-патриотического воспитания.
По всем вопросам организации и проведения Конкурса обращаться по телефону 36-9-44 – Виноградова Г.В.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ
Содержание исследовательской работы
Требования к оформлению титульного листа (присылается в 2-х экземплярах):
- Название конкурса, секции;
- Название работы;
- Название населенного пункта с указанием района;
- Сведения об авторе (фамилия, имя, отчество полностью, учебное заведение, класс, дата рождения, домашний адрес)
- Сведения о научных руководителях (фамилия, имя, отчество полностью, ученая степень, должность, место работы, адрес работы, индекс).
- Фамилия, имя, отчество полностью педагога, учебный предмет (для ПДО - название кружка и УДО), квалификация, адрес работы, индекс.
Введение
Введение знакомит с сущностью излагаемого вопроса или с его историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями, которые препятствуют достижению цели работы. Во введении должна быть четко сформулирована цель работы.
Объем введения – не более 1,5 страниц машинописного текста.
Основное содержание
Этот раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание работы, ее суть, научную идею и т.п.
Выводы (заключение)
В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы. Выводы должны быть краткими и точными, состоять из одного-трех пунктов.
Список литературы
Работы завершаются списком литературы, которая имеет прямое отношение к работе и использована в ней.
Приложение.
В дополнение к выбранным темам предлагаем участникам Конкурса исследовательских краеведческих работ рассмотреть рекомендации и перечень по следующим программам:
1. Летопись родного края.
Рассказ о населенном пункте следует вести в хронологической последовательности с момента его возникновения до сегодняшнего дня; статистические данные приводить за 1900, 1926, 1937, 1990 годы.
Предлагаем описать новейшие населенные пункты (возраст 70-80 лет) с целью сохранения памяти об основателях, первожителях населенного пункта, воспитания уважения современников к истории. Рекомендуем показать, как история населенного пункта отражена в хронологии местных СМИ, в других литературных источниках, указать характерные для данного местного населения нравы, обычаи, условия жизни, состав населения. Рекомендуем отразить в своих работах историю градоопределяющих предприятий, отрасли хозяйства, в которых занято население.
- Ушедшие деревни, забытые имена;
- Помним, храним, бережем…
- Они были первыми в истории нашей…
- История моего края по воспоминаниям жителей…
- Труженики тыла - фронту;
- С чего начинается Родина (или край), в котором мы живем;
- Традиции нашей школы;
- История городского трамвая;
- Я кланяюсь Вам низко, до земли;
- Деятельность местного органа самоуправления;
- Развитие здравоохранения;
- Из истории монастырей и церквей моего села (города);
- Испытаем и исследуем пути свои;
- Нравственное совершенствование христианина на основе заповедей блаженств;
- Из истории борьбы с религией;
- Жители исчезнувших сел (деревень) в судьбе малых городов России;
- Их дела продолжили и продолжают современники…
2. Исчезнувшие памятники России.
В этой программе нужно исследовать исчезнувшее село. К исчезнувшим селам относятся те, в которых остались какие-либо строения, но на момент их обследования там не проживает ни одного человека. К ним можно отнести и те поселения, от которых не осталось материальных форм, но которые упоминаются (с достаточно точной локализацией их местоположения) в различных исторических документах или в устной памяти жителя близлежащих сел.
Желательно дать историю основания села, указать причины его исчезновения, назвать последних жителей, перечислив при этом, кто куда переехал.
Не исчезай мое село;
Умершие деревни;
История – это веков провода…
Добрый след на земле.
3. Культурное наследие
При описании памятника градостроения (дворец, усадьба, монастырь, дом, крепость, парк, улица, площадь и др.):
- укажите название;
- дайте историческую и архитектурную характеристику памятника в целом;
- особенности объектов, входящих в комплекс;
- библиография (где и в каких изданиях описан памятник).
- Описывая памятник, памятный знак, мемориальную доску, следует указать:
- название и расположение;
- авторская принадлежность (фамилия, имя, отчество скульптора и архитектора);
- история создания, реставрационные работы;
- исторические события, связанные с этим памятников;
- сведения о материалах и размерах памятника и его частей;
- описание композиционных и художественных особенностей объекта;
- надписи на памятнике, мемориальной доске;
- сведения о человеке или событии, которому посвящен памятник;
- литература и источник.
3.1. Роль музыки (театра, литературы и т.д.) в воспитании моей души;
3.2. Потребность человека в искусстве (музыке, театре, литературе и т.д.), как проявление высоких духовных качеств;
3.3. Профессиональное творчество и ремесленничество в изобразительном искусстве;
3.4. Является ли язык основным средством передачи духа и культуры народа;
3.5. Отражение души в национальном, классическом и современном танце (музыке, пластике, костюме);
3.6. Храм в своей сокровенной полноте открывается лишь верующему человеку;
3.7. Новейшие технологические разработки и нравственный аспект их использования;
3.8. История одной церкви;
3.9. Ведомость о церкви и метрическая книга как исторический источник;
3.10. Комплекс славянских страхов;
3.11. Эхо «Серебряного века»;
3.12. Времен связующая нить;
3.13. Души прекрасные порывы;
3.14. Проблемы сохранения исторических памятников;
3.15. И у церкви бывают судьбы;
3.16. Мифологические крылатые чудовища;
3.17. По следам загадочного архитектора;
3.18. Наш земляк-композитор (художник, скульптор и т.д.) Страницы жизни и творчества;
3.19. Одна из разгадок гороскопов (культурологический поиск);
3.20. Вдали от Родины и только о ней;
3.21. Аншлаг! (Культурная жизнь Оренбурга в годы Великой Отечественной войны);
3.22. Архитектура – это зеркало своего времени.
4. Этнография
4.1. Что может рассказать о человеке его одежда;
4.2. Соотношение этических и эстетических аспектов моды;
4.3. Способны ли современные технологии вытеснить прикладное народное творчество (выбранного вами вида);
4.4. Профессия, которая требует высоких духовных качеств, и ее востребованность в моем регионе;
4.5. История вышивки крестом на полотенцах;
4.6. Знахари и народная медицина;
4.7. Сохранение традиционного свадебного обряда в семье;
4.8. Традиционное кладоискательство;
4.9. Покуда есть хлеб да вода – все не беда;
4.10. Динамика некоторых показателей брачности и миграционных процессов в городе … (селе…);
4.11. А самовар-то не тульский!
4.12. Легенды и исторические предания;
4.13. Дудки да лебеда – вот и вся наша еда.
5.Земляки
5.1. Благотворительность в предпринимательстве как форма проявления высоких духовных качеств;
5.2. Человек, который много сделал для духовного возрождения моего региона;
5.3. История жизни одного из выдающихся деятелей в сфере образования (культуры, медицины и т.д. по материалам краеведческого музея в моем регионе);
5.4. Влияние личности на ход исторических событий (на конкретном примере); Используйте материалы музея вашего города (области, района), публикации в печати, передачи на радио и ТВ.
5.5. Рекордсмен мира в нашем дворе;
5.6. Почетные граждане – алмазный фонд Оренбуржья;
5.7. Богом хранимый;
5.8. Их помнит мир спасенный;
5.9. России верные сыны;
5.10. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…
6. Родословие
6.1. Всему начало здесь;
6.2. Жизнь пройти – не поле перейти;
6.3. Спроси у памяти своей…
6.4. Память сердца;
6.5. Путешествие по домашнему музею;
6.6. Старожил;
6.7. Семейные реликвии о прошлом предков;
6.8. Лебединая верность;
6.9. «Мать и сын вместе – это великолепно»;
6.10. История рода семьи… в зеркале трагедий России ХХ века.
7. Литературное краеведение
7.1. Во имя веры, надежды, любви…
7.2. Местные названия растений и грибов, упоминаемые в произведениях;
7.3. Оренбургский край в творчестве…
7.4. Большие таланты рождает щедрая земля;
7.5. С любовью к великому земляку;
7.6. Тема малой Родины в творчестве Оренбургских поэтов.
8. Природное наследие
8.1. Я воспитан природой;
8.2. Лес и человек;
8.3. Проблема сохранения рекреационных зон в черте города;
8.4. Прошлое современного леса;
8.5. … - гидрологический памятник природы местного значения;
8.6. Пещеры Оренбургской области;
8.7. «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
9. Военная история. Великая Отечественная война
9.1. Из воспоминаний … о жизни в годы Великой Отечественной войны;
9.2. Влияние Первой мировой войны на экономику края;
9.3. Трудовой вклад … в победу над фашизмом;
9.4. Солдатами не рождаются;
9.5. Живая память Афганистана;
9.6. Мы этой памяти верны;
9.7. Оренбуржцы – жители блокадного Ленинграда;
9.8. Поколение бессмертных героев;
9.9. Наш тыл ковал победу над врагом;
9.10. Дети блокадного Ленинграда в нашем крае;
9.11. Война прошлась по сердцу каждого из них;
9.12. Страницы жизни солдата;
9.13. Письма с фронта;
9.14. Живи и помни;
9.15. Отцовскую славу хранить и множить;
9.16. Детство, которое не отдали войне;
9.17. Жизнь, опаленная войной;
9.18. Какой ценой завоевано счастье;
9.19. Они сражались за Родину.
10. «Нет фашизму».
10.1. «Победа над фашизмом: факты, мифы, легенды, уроки»;
10.2. «Фашизм – идеология уничтожения цивилизаций: интеркультурный характер сопротивления её возрождению и распространению в любых проявлениях»;
10.3. «Антифашистская коалиция: уроки совместной борьбы»;
10.4. «Подвиг народов Советского Союза»;
10.5. «Забытые и утраченные страницы истории второй мировой и Великой Отечественной войны»;
10.6. «Геноцид народов: политические, социальные, этнокультурные последствия»;
10.7. «Память, сохраняемая поколениями».