Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» по состоянию на 01 апреля 2015 г.

Раздел 1. Общие сведения.

  • 1.1. Тип: образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • 1.2. Вид: Дом пионеров и школьников
  • 1.3. Учредитель: администрация муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области
  • 1.4. Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение
  • 1.5. Наименования филиалов: - нет
  • 1.6. Место нахождения: Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Строителей, д. 13
  • 1.7. Телефон:8(35361) 36-9-44
  • 1.8. E-mail:  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
  • 1.9. Сайт: http://pioner56.org.ru/
  • 1.10. ФИО руководителя: Хакимова Альбина Исмагиловна

Раздел 2. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения.

  • 2.1 . ОГРН: 1035602450333
  • 2.2. ИНН: 5605003310
  • 2.3. Устав: утверждён постановлением Главой муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области 16.04.2012г. №850-п; изменения к Уставу – 30.10.13г. № 2155-п.
  • 2.4. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдана министерством Оренбургской области 06.04.2012г., регистрационный № 757-57, серия 56Л01 № 0001588, срок действия - бессрочно.
  • 2.5. На данный момент ведется работа по формированию пакета документов по лицензированию в соответствии с федеральным законом РФ № 99-фз «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966).

Раздел 3. Сведения о зданиях и помещениях для ведения образовательной деятельности и ресурсном обеспечении образовательного процесса.

  • 3.1. Форма владения зданиями и помещениями, реквизиты соответствующих документов: договора безвозмездного пользования.
  • 3.2. Общая площадь используемых зданий и помещений: 569 кв. м.
  • 3.3. Учебная площадь: 435 кв. м.
  • 3.4. Заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на используемые здания и помещения № 56.09.01.000.М.000016.11.07 от 07.11.2007 г.
  • 3.5. Заключение Управления надзорной деятельности ОНД по г. Кувандыку и Кувандыкскому району района на используемые здания и помещения № 103 от 06 июня 2013 г.
  • 3.6. Наличие лицензионного программного оборудования и обеспечение доступа к Интернет-ресурсам в образовательном процессе: в МБОУДОД «Дом пионеров и школьников города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области» имеется лицензионное программное оборудование, учреждение подключено к сети интернет.

Самооценка ресурсного обеспечения образовательных программ: учреждение имеет достаточную базу для реализации существующих образовательных программ: учебные кабинеты, хореографический зал. Помещения, в которых проходят занятия, принадлежат общеобразовательным учреждениям Кувандыкского района и используются согласно договоров о сетевом взаимодействии и сотрудничестве с ОО.

Для реализации в полном объеме программы развития ДПШ и расширения спектра образовательных услуг необходимо расширение учебных площадей, пополнение технической базы (компьютеры, комплектующие, высокоскоростной интернет).

Раздел 4. Педагогический состав и контингент обучающихся образовательного учреждения. Структура управления образовательным учреждением.

4.1. Сведения о педагогических работниках.

Показатель Кол-во чел. %
Всего педагогических работников (количество человек) 155  100
Работников штатного состава 46 29.7
Из них внешних совместителей 109 70.3
Образовательный уровень педагогических работников с высшим профессиональным образованием 113 72.9
со средним профессиональным образованием 27 17.4
с начальным профессиональным образованием 8 5.2
лица, не имеющие профессионального образования 7 4.5
Имеют квалификационную категорию по должности «педагог дополнительного образования» или по должности «учитель», соответствующей предметной направленности преподаваемой программы. Всего 110 70.9
Высшую 26 16.8
Первую 73 47.1
Вторую 11 7.1
Имеют ученую степень 1 0.6
Имеют звания Заслуженный учитель, Заслуженный мастер спорта, Заслуженный деятель культуры и др. 1 0.6
Имеют государственные и ведомственные награды, почётные звания 1 0.6

Данные таблицы свидетельствуют о том, что показатели образования и категорийности педагогических работников ДПШ остаются на достаточно высоком уровне, позволяющем вести образовательную деятельность учреждению в соответствии с Законом об образовании и исполнением муниципального задания.

Показателем профессионализма педагогов является участие их в творческих и профессиональных конкурсах:

Областной уровень:

  • Областной заочный конкурс сценарного мастерства "Новогодняя фантазия", в рамках II областного фестиваля-конкурса "Дед Мороз года": пдо Казакбаева О.Н. – II место.
  • Областной заочный конкурс эскизов "Новогодний костюм XXI века", в рамках II областного фестиваля-конкурса "Дед Мороз года": пдо Фаизова Э.Р. – I место;
  • VII областной конкурс творческих работ педагогов дополнительного образования "Мое Оренбуржье": пдо Савинова Л.А. – III место.

Всероссийский уровень:

  • Всероссийский творческий конкурс "Мир творчества": педагог-психолог Раскина Л.С. – II место; пдо Тарасова И.С. - I место;
  • Всероссийский интернет-конкурс для педагогов "Педагогический триумф": педагог-психолог Раскина Л.С. – II место; методист Никифорова Ю. Ф. - III место, методист Девятьярова М.В. – II место;
  • I Всероссийский конкурс "Ты гений": педагог-психолог Раскина Л.С. – I место;
  • Международный конкурс "Ты - гений": методист Никифорова Ю. Ф. – III место; педагог-организатор Дубинина Р.Р. – лауреат;
  • XI Международный конкурс в рамках фестиваля международных и всероссийских дистанционных конкурсов "Таланты России": методист Никифорова Ю. Ф. – I место; методист Девятьярова М.В. – I место; пдо Клящина Т.С. – I место;
  • II Всероссийский (с международным участием) конкурс эссе сайта Сообщества взаимопомощи учителей pedsovet.su – методист Никифорова Ю. Ф. - III место;
  • IX Всероссийский творческий конкурс "Талантоха": пдо Савинова Л.А. – I место; пдо Шуракова А.В. – I место;
  • Всероссийский дистанционный конкурс работников образования "Лучший педагогический проект": методист Никифорова Ю.Ф – I место;
  • Всероссийский творческий конкурс "Зимнее вдохновение": педагог-организатор Ганаева Ж.Р. – I место; педагог-организатор Давыдова С.Г. – II место; пдо Кубрина И.Н. - I место;
  • Всероссийский конкурс "Крылья творчества": педагог-организатор Ганаева Ж.Р. – I место;
  • Международный конкурс методических разработок "Методическая инновация": педагог-организатор Давыдова С.Г. – III место, педагог Валишева Т.А. – лауреат, методист Лимарева Э.Д. – III место;
  • Всероссийский открытый конкурс художественного творчества "Рождественские фантазии - 2014": пдо Казакбаева О.Н. – II место;
  • I Международный конкурс в формате фестиваля международных и всероссийских дистанционных конкурсов "Таланты России": педагог Валишева Т.А. – I место; пдо Клящина Т. С. – II место; методист Никифорова Ю.Ф – I место;
  • Всероссийский конкурс учителей с международным участием: пдо Клящина Т. С. – I место;
  • Всероссийский конкурс эссе "Педагогика 21 века": методист Никифорова Ю.Ф – I место
  • Всероссийский дистанционный конкурс работников образования "Лучший педагогический проект": методист Никифорова Ю.Ф – II место;
  • VI Всероссийский конкурс для детей и взрослых "В мире прекрасного": методист Никифорова Ю.Ф – III место;
  • II Всероссийский конкурс "Таланты России": методист Никифорова Ю.Ф – I место;
  • Международный интернет-конкурс для педагогов "Со-Творение успеха": методист Никифорова Ю.Ф – I место
  • Всероссийский творческий конкурс "Рассударики": методист Лимарева Э.Д. - III место;
  • Всероссийский конкурс "На лучшую методическую разработку по патриотическому воспитанию детей": методист Девятьярова М.В. – I место.

В течение анализируемого периода прошли аттестацию на первую квалификационную категорию 1 педагог-организатор; курсовую подготовку по программе базового повышения квалификации ИПК и ППРО Оренбургского государственного педагогического университета 4 человека: 1 – педагог дополнительного образования, 1 – руководитель учреждения, 1 – заместитель руководителя, 1 – руководитель структурного подразделения; курсы повышения квалификации Санкт-Петербургского центра дополнительного профессионального образования – 2 человека: 1 – методист, 1 – педагог-организатор.

4.2.Структура управления учреждением

Управление образовательной системой Дома пионеров и школьников имеет трехуровневую структуру и представлена общегосударственным управлением, коллегиальным, административным управлением.

Система управления обеспечивается методическим и психологическим сопровождением. Взаимодействие управленческих структур базируется на принципах социального партнёрства и представляет собой соуправление.

Общественно-государственное управление представлено Советом Учреждения, в состав которого входят представители коллектива (директор, заместители, председатель профкома), родительская общественность, представитель Учредителя, социальные партнеры.

Коллегиальное управление - Общее трудовое собрание, Педагогический совет, Методический Совет, к компетенции которых относится ряд вопросов функционирования и развития учреждения.

Административное управление осуществляет Директор ДПШ, который непосредственно управляет развитием образовательной системы учреждения.

Сложившаяся система управления ДПШ обеспечивает выполнение поставленных целей и задач и в целом соответствует современным требованиям.

4.3. Контингент обучающихся образовательного учреждения

Образовательная структура ДПШ представлена 5 направлениями:

Направления  Начало года
Конец года
Кол-во
объединений
Кол-во
обучающихся
% Кол-во
объединений
Кол-во
обучающихся
1 Техническое 5 85 2,7 5 85
2 Физкультурно-спортивное 21 322 10,4 18 277
3 Художественное 76 918 29,7 76 918
4 Туристско-краеведческое 22 334 10,7 20 291
5 Социально-педагогическое 73 1441 46,5 71 1415
Всего  197 3100 100 190 2986

По алфавитной книге на начало года 2052 ребенка; на конец года – 1979 воспитанников. Снижение – 73 воспитанника (3,6%), что в 2,5 раза меньше, чем в прошлом учебном году.

Причины отсева воспитанников в объединениях ДПШ обоснованы:

  • увольнение педагогов по личным обстоятельствам;
  • увольнение по состоянию здоровья педагога.

Детей-сирот – 62 человека (2%); инвалидов – 22 человека (0,7%), детей с ограниченными возможностями – 2 человека (0,06%); состоящих на учете КДНиЗП – 3 человека (0,09%).

Увеличилось количество воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (на 9 человек), т.к. расширился образовательный спектр детей данной категории (ИЗО, ДПИ, хореография, вокал).

Количественный состав воспитанников объединений ДПШ по возрасту:

Половая принадлежность Количество воспитанников Процент
1 Девочки 1715 55,3 
2 Мальчики 1385 44,7 
Всего  3100  100 

Количество мальчиков в текущем учебном году увеличилось на 9,3%, т.к. численность объединений физкультурно-спортивного, туристко-краеведческого направлений имеет тенденцию к росту (от 5 до 9 объединений).

Раздел 5. Содержание реализуемых образовательных программ.

Наличие образовательных программ дополнительного образования детей составляет 100%, по учреждению их 132. В течение учебного года были разработаны образовательные программы «Музыкальная шкатулка», «Волшебный английский», «Волшебный завиток», «Юный гимнаст», «Экологический десант», «Основы журналистики и издательского дела», «Юный журналист», «Талисман». В стадии разработки находятся программы Школы раннего развития и туристического объединения «Рост».

Дополнительные образовательные программы «Ручеек», «Музыкальные ступеньки», «СТОП» стали победителями на областном конкурсе авторских образовательных программ. Дополнительные образовательные программы: «Ручеек» (авторы: Литовкин П.В., Циома С.Г., Буева И.И.), «Музыкальные ступеньки» (авторы: Кубрина И.Н., Буева И.И.) участвовали в XI Всероссийском конкурсе дополнительных общеобразовательных программ, набрали максимальное количество баллов и получили дипломы лауреатов; программы «Казачата» и «Стоп» - получили Свидетельство участника.

Продолжается работа по корректировке дополнительных образовательных программ педагогов-совместителей. Программы штатных педагогов Казакбаевой О.Н., Махкамова А.А. подлежат корректировке для участия в конкурсе авторских программ.

В связи с вступлением в силу нового Закона «Об образовании», «Концепции дополнительного образования» воспитательной компоненты, методических рекомендаций по разработке общеобразовательных программ предстоит большая работа по обновлению программного обеспечения.

Показатели дополнительных образовательных программ

В ДПШ активно применяется система оценки результативности и эффективности обучения. Основной формой отслеживания результатов является педагогическая диагностика, сущность которой заключается в изучении результативности образовательного процесса объединения на основе изменения определенных характеристик воспитанника (приобретение умений, навыков, личностный рост). Диагностические срезы проводятся 3 раза в год (стартовая, текущая, итоговая) по параметрам и критериям, разработанным педагогом по образовательной программе. Для определения результативности обучения используются следующие формы: тестирование, зачёт, участие в конкурсах, концертах, выставках, фестивалях, соревнованиях, смотрах и т. п.

Результаты диагностики:

Высокий уровень, % Средний уровень, % Низкий уровень, %
Входящая 21,3 49,1 29,6
Текущая 34,6 57,2 8,1

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года. Сравнительный анализ результатов входящей и текущей диагностики указывает на тенденцию повышения качества образования: увеличился показатель высокого уровня на 13%, вместе с тем низкий уровень уменьшился более чем на 21%.

Раздел 6. Самооценка инновационной деятельности учреждения

Инновационная деятельность Дома пионеров и школьников обусловлена требованиями государственной образовательной политики, приоритетами которой является:

организация предшкольной подготовки для детей дошкольного возраста;
создание условий для развития и самореализации одаренных детей;
социально-педагогическая поддержка детей с проблемами в развитии.

6.1. Организация предшкольной подготовки

В 2014-2015 учебном году Школу раннего развития «Родничок» посещают 98 ребенка от 4 до 7 лет. Дети занимаются вокалом, хореографией, рисованием, изучают английский язык, познают искусство подиума и моды, в игровой форме занимаются математикой и развитием речи.

Сохранность детского контингента в Школе (96% по сравнению с прошлым годом) обусловлена факторами:

  • уровень профессионального мастерства педагогов (95% педагогов с высшим педагогическим образованием, 100% педагогов с первой квалификационной категорией);
  • желанием родителей стимулировать раннее развитие своих детей;
  • высокий имидж учреждения и функционирования ШРР «Родничок».

Качество работы Школы подтверждается высоким уровнем результативности воспитанников в масштабах области, а также на Всероссийском уровне:

  • Всероссийский конкурс «Таланты России»: 1 место - Симонова Виктория, 1 место - Искужинова Яна, 2014г.;
  • Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» - 3 место, Дмитриева София, Побединская Ольга - лауреат, 2014г.;
  • Всероссийский интернет-конкурс для детей «Триумф детства»: 1 место - Карев Кирилл; 2 место - Зобенко Александра, Симачёва Елизавета - лауреат, 2014г.;
  • II Всероссийский творческий конкурс «Моё большое путешествие» - 1 место, Побединская Ольга, 2014г.;
  • II Всероссийский конкурс «Летнее приключение» - 1 место, Зобенко Александра, 2014г.;
  • Всероссийский конкурс «Мой любимый праздник» - 1 место, Баскакова Анна, 2014г.;
  • I Всероссийский конкурс «Ты – гений! – 1 место, Баскакова Анна, 2014г.;
  • Всероссийский творческий конкурс «По страницам любимых книг» - 3 место, Искужинова Яна, 2015г.;
  • I Всероссийская познавательная викторина «Готовимся к школе» - 1 место, Биккинина Карина; 1 место - Дмитриева София, 2015г.;
  • I Всероссийская литературная викторина «Магия сказки – 1 место, Пашке Данил; 1 место - Газизова Эльвира, 2015г.;
  • II Всероссийская познавательная викторина «Новогодняя» - 1 место, Сибуков Денис, 2015г.;
  • Всероссийский конкурс «Занимательная математика» - 2 место, Гурина Елизавета; 2 место - Карих Яна; 2 место - Побединская Ольга, 2015г.;
  • Всероссийский конкурс «Теремок знаний» - 2 место, Симачёва Елизавета; 2 место - Гречанова Мария, 2015г.;
  • Всероссийский конкурс «Школа для малышей» - 1 место, Бабанская Валерия, 2015г.;
  • Всероссийский математический конкурс для детей и юношества «В поисках Золушки» - 1 место по Оренбургской области, Симачёва Елизавета

Педагоги Школы раннего развития «Родничок» также участвуют в профессиональных конкурсах:

  • XI Международный конкурс в рамках фестиваля международных и всероссийских дистанционных конкурсов "Таланты России": педагог-организатор Давыдова С.Г. – I место, педагог-организатор Ганаева Ж.Р. – I место;
  • V Всероссийский конкурс для детей и взрослых "В мире прекрасного": педагог-организатор Давыдова С.Г. – II место;
  • Всероссийский дистанционный конкурс "Методические разработки педагогов": педагог-организатор Давыдова С.Г. – I место;
  • II Всероссийский конкурс для педагогов "Современные формы взаимодействия ОУ и семьи": педагог-организатор Давыдова С.Г. – II место, педагог-организатор Ганаева Ж.Р. – II место;
  • Всероссийский дистанционно-интеллектуальный конкурс "Таланты России - 2015": педагог-организатор Давыдова С.Г. – II место;
  • Международный конкурс методических разработок "Методическая инновация": педагог-организатор Давыдова С.Г. – III место.

Высокое качество образования и рейтинг Школы на протяжении 5 лет сохраняют ее популярность. На текущий момент на очередь включения в списки воспитанников ШРР «Родничок» состоит 54 ребенка г. Кувандыка.

Вывод:

  1. ШРР «Родничок» имеет высокий рейтинг среди населения города Кувандыка.
  2. Показатель сохранности детского контингента остается стабильным на протяжении 3-х лет (96%).
  3. Сохраняется тенденция повышения качества образовательной деятельности Школы.

Проблема: Затрудненность удовлетворения образовательных потребностей социума (родителей, законных представителей) средствами Школы раннего развития «Родничок».

Пути решения: увеличение количества воспитанников Школы, увеличение площадей учебных кабинетов, привлечение специалистов для удовлетворения социального заказа на образовательные услуги (музыка, логопедия, подготовка к школе).

6.2. Работа с одаренными детьми

В обследуемый период работа ДПШ по поддержке одаренных детей строилась по следующим направлениям:

  • одаренность в области общественной деятельности (очно-заочная школа «Лидер», ДОО);
  • художественная одаренность (вокал, хореография, ИЗО, художественный ручной труд);
  • техническая одаренность (компьютерная графика, моделирование, начальное техническое моделирование);
  • интеллектуальная одаренность (исследовательские работы, интеллектуальные марафоны).

Работа по выявлению и поддержке одаренности строится в системе и дает положительные результаты:

  • создан банк одаренных детей;
  • разработана программа по работе с одаренными детьми;
  • повысился уровень участия и результативности одаренных обучающихся в мероприятиях различного уровня (1,7% - 2013-2014уч. г., от общего количества участия в конкурсах, 2,1% - 2014-2015 уч.г.):
  • социально-общественная деятельность: всероссийская смена актерского мастерства, кино и телевидения «АЛГА»; видеоролики социальной направленности «ВИД»; конкурс творческих работ «Говорящий кадр» журналистского направления; конкурс агитплакатов «Пожарный-доброволец: вчера, сегодня, завтра!»; областной дистанционный конкурс проектов по краеведению «Родные истоки»; областной экологический форум «Зеленый край - зеленая планета»; открытый турнир школьных команд КВН тема «Дружба народов».
  • творческая деятельность: литературный конкурс «Капитанская дочка»; областной конкурс допрофессионального мастерства «Храбрый портняжка»; областной конкурс музыкального творчества детей и юношества «Талант! Музыка! Дети!»; областной конкурс декоративно-прикладного творчества «Мастера и подмастерья»; I Всероссийский творческий конкурс «Мир Творчества»; всероссийский фестиваль детского творчества «Наследники Победы»; областной конкурс детского рисунка «Мастера волшебной кисти»; международный творческий конкурс «Творчество изо дня в день».
  • интеллектуальное творчество: всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского; областной заочный конкурс «Юные исследователи окружающей среды»; научно – практические конференции «Я исследователь», «Науке - старт молодых»; всероссийский творческий конкурс «Рассударики»; I всероссийская познавательная викторина «Готовимся к школе», I всероссийская литературная викторина «Магия сказки»; всероссийский конкурс «Занимательная математика»; всероссийский конкурс «Теремок знаний»; всероссийский конкурс «Школа для малышей».
  • техническое творчество - выставка научно - технического творчества «НТТМ»; конкурс технических моделей «Ради жизни на Земле»; III всероссийский творческий конкурс «Мир творчества» - «Мастер Портфолио»; всероссийский конкурс «Палитра солнечных улыбок» - «Тест по информатике и информационным технологиям»; международный конкурс «Ты-гений» - «Электронное пособие (электронные формы протокола диагностических срезов ЗУН); международный интернет-конкурс «Со-творение успеха»; конкурс детских любительских видеофильмов «Ратные страницы истории Отечества»; I всероссийский фотоконкурс «Счастливые люди».

Вывод: Работа с одаренными детьми в различных видах деятельности ведется успешно. На данный момент необходимо использовать наиболее эффективные формы: очно-заочные школы, участие в дистанционных сетевых конкурсах и проектах, внедрение дистанционных форм обучения.

Проблема: нескоординированность деятельности руководителей структурных подразделений по выявлению обучающихся для Банка одаренных детей.

Пути решения: автоматизировать систему отслеживания достижений одаренных обучающихся.

6.3 Инкюзивное образование

В данный момент в объединениях ДПШ обучалось 26 детей с различными проблемами здоровья (нарушения интеллектуальной, эмоциональной, двигательной сфер, сочетанные патологии). Реализуются образовательные программы: «Я сама» (развитие осязательного и визуального восприятия, навыков самообслуживания, культурного поведения), «Умелые руки» (развитие воображения, навыков работы с природным материалом), «Музыкальная страна» (социальная адаптация, формирование певческих навыков), «Мир своими руками» (обучение вязанию крючком и спицами, формирование профессиональных навыков), «Горошинки» (развитие двигательных способностей, коммуникативных навыков), «Солнечные краски» (развитие мелкой моторики, эстетического восприятия).

Реализация данных программ осуществляется как индивидуально, так и в малых подгруппах. Кроме того, в течение года проводились совместные мероприятия с детьми «собой заботы»: «Новогодние приключения валенок», «Мама милая моя», «Старая, старая сказка».

Вывод:

Созданы благоприятные условия для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для развития их социальной адаптации, коррекции эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций. Подобраны педагогические кадры, владеющие методикой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (олигофренопедагог, специальный психолог, педагог-хореограф, педагог по изодеятельности), разработаны образовательные программы, методические приложения к ним.

Проблема: недостаток учебных помещений для детей с ограниченными возможностями здоровья, современных специализированных информационно-коммуникативных средств для работы с детьми с различными ограничениями в здоровье.

Пути решения. Необходимо наличие оборудованного помещения для учебных и коррекционно-развивающих целей, формирование базы программно-методического сопровождения, современных технологий и форм обучения (компьютерные развивающие игры, дистанционное общение).

Раздел 7. Самооценка методической деятельности учреждения

Методическая служба осуществляла деятельность этого учебного года по следующим направлениям:

Аналитическая деятельность

Основная работа по координации аналитической деятельности в учреждении осуществляется методистом в соответствии с программой мониторинга образовательной деятельности. Следует отметить, что расширяющиеся потребности в информации требуют корректировки системы работы. Необходимо пересмотреть механизмы работы по данному направлению в соответствии с кадровыми изменениями, направлениями деятельности, информационными потребностями.

Необходима работа с персоналом по подготовке работы с мониторинговым инструментарием.

Информационная деятельность

Обновление фондов научно-популярной литературы

В течение учебного года не осуществлялась подписка на периодические издания. Фонд методической литературы продолжает пополняться изданиями, подготовленными педагогическим коллективом ДПШ, представленными на методической ярмарке. Надо отметить, что работа над темами самообразования в этом году осуществлялась педагогами планомерно. Радует, большое разнообразие представленных работ на «Педагогической ярмарке». Педагоги Клящина Т.С., Кубрина И.Н., Хоруженко Л.А., Броницкий В.В., Махкамов А.А., Давыдова С.Г., Ганаева Ж.Р. представили защиту созданных ими персональных сайтов. Девятьярова М.В., Валишева Т.А., Валишева А.М., Савинова Л.А., Филатова Е.Г., Аликбаева В.В., Казакбаева О.Н., Никифорова Ю.Ф., Шуракова А.В. защищали портфолио педагога.

Рекламная деятельность и работа по поддержанию имиджа учреждения

Активно велось сотрудничество со СМИ города: подготовлены статьи в районную газету «Новый путь», «Компас» по итогам районных конкурсов, событий. Продолжает свое функционирование Интеренет-газета «Наш формат».

2015 год является юбилейным – 70 лет Победы в ВОв, в связи с этим на сайте ДПШ создана страница «70-летие Победы», на которой представлены: план мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-ой годовщины Победы в ВОв 1941-1945 гг. ДПШ, творческие работы детей, отчеты по проведенным мероприятиям.

Продолжает развиваться сайт учреждения. В этом году информация на сайте регулярно обновляется (положения, результаты конкурсов, новости и т.д.).

Недостатки:

  • поступающая информация написана скупо и неинтересно;
  • наиболее активна только новостная часть;
  • раздел музея ДПШ не обновился (не включена информация о праздновании 95-летия ДПШ);
  • сайт необходимо доработать в соответствии с рекомендациями министерства образования.

Выводы:

  • расширять возможности сайта, в том числе методический компонент;
  • редактировать предоставляемые материалы, обеспечивать заметки фото и видеоматериалами.

Организационно-методическая деятельность

Для решения задачи содействия творческому поиску, самореализации педагогов, стимулирования их профессионального роста в течение года была организована работа по вовлечению и подготовке к участию в конкурсах различных уровней: внутри учреждения, областной уровень, всероссийский уровень.

Количество конкурсов профессионального мастерства, в которых педагогические кадры приняли участие в истекшем учебном году, возросло многократно.

Проведен конкурс на лучший логотип творческого объединения 75% педагогического состава приняли участие.

На базе Дома пионеров и школьников в рамках сотрудничества и социального партнерства функционирует Школа вожатого, в соответствии с образовательной программой «Волшебная пора» ОДТДМ им. В.П. Поляничко. Школа осуществляет подготовку волонтеров для работы в детских оздоровительных лагерях.

В течение года проведены несколько внутрифирменных учеб: «Личный сайт педагога» (индивидуальные методические консультации), «Содержание концепции дополнительного образования» (методическая учеба), «Перспективы и направления деятельности ДОО» (семинар-практикум по развитию детского движения), «Методика и технология детского социального проектирования» (зональный семинар), «Учебное занятие. Современные требования» (методическая учеба), «Дополнительное образование детей в контексте модернизации системы образования» (районный семинар), «Новогодье» (практико-ориентированный семинар), «Программное обеспечение летнего отдыха детей» (Методическая учеба).

Также приняли участие в организации и проведении зонального семинара «Методика и технология детского социального проекта», в областном практико-ориентированном семинаре «Новогодье», провели районный семинар по развитию ДОО Кувандыкского района.

Вывод:

  • низкая мотивация к повышению методического уровня (нежелание анализировать собственную деятельность, стремиться к её совершенствованию, в том числе посредством участия в конкурсах);
  • отказ от использования современных, интересных детям и эффективных образовательных и воспитательных технологий: проектных, исследовательских технологий.

Пути решения:

  • совершенствовать конкурсное движение внутри учреждения модифицируя и модернизируя имеющиеся формы (фестиваль «От идеи до воплощения», «Аукцион профессионалов»);
  • продолжить расширять географию участия ДПШ в методических конкурсах Всероссийского статуса;
  • активизировать педагогов для участия в семинарах, используя современные формы обучения педагогических кадров.

Раздел 8. Самооценка воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Самооценка воспитательной деятельности ДПШ осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитательная работа в творческих объединениях по всем направлениям;
  • отдых, оздоровление, содержательный досуг;
  • профилактическая работа;
  • культурно-массовая деятельность;
  • работа с молодежными, пионерскими и ДОО;
  • работа с родителями.

8.1. Организация воспитательной работы в творческих объединениях по направлениям

Воспитательная работа является важной составной частью образовательного процесса Дома пионеров и школьников, осуществляется в творческих объединениях, коллективах, создает возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов и выстроена по следующим направлениям:

  • художественное;
  • туристско-краеведческое;
  • техническое;
  • физкультурно-спортивное;
  • социально-педагогическое.

Достижение целей и задач воспитательной деятельности предполагает участие в конкурсах, акциях, мероприятиях в рамках реализации данных направлений.

Согласно плану воспитательной работы на год, опираясь на традиционную циклограмму мероприятий, в течение 2014-2015 учебного года в ДПШ было организовано 64 мероприятия (конкурсы, акции, слеты, конференции и т.д.) районного уровня (Диаграмма 1), приняли участие в 60 областных мероприятиях и 68 мероприятиях Всероссийского уровня (Диаграмма 2).

Диаграмма 1. Распределение мероприятий районного уровня по направлениям

image001

Диаграмма 2. Распределение мероприятий областного и Всероссийского уровня по направлениям

image003

Данные диаграмм отражают достаточно высокий уровень участия, как в районных, так и в областных мероприятиях по следующим направлениям: социально-педагогическое, художественное, туристско-краеведческое. По сравнению с прошлым анализируемым периодом уровень участия во Всероссийских конкурсах возрос в два раза (2013-2014 уч.год – 34 мероприятия, 2014-2015 уч.год – 68).

Также значимыми являются достижения воспитанников и педагогов объединений данных направлений (Таблица 1).

Количество мероприятий и призовых мест на районном, областном и Всероссийском уровне

Таблица 1

Уровни Количество 1 место 2 место 3 место
Всероссийский 68 53 (22) 21 (13) 12 (9)
Областной 60 28 25 16
Районный 64 130 160 165

Данные таблицы отражают рост результативности на всех уровнях по сравнению с прошлым периодом. Количество призовых мест на Всероссийском уровне увеличилось вдвое (2013-2014 уч. г. – 44 мест, 2014-2015 уч. г. – 86).

Итог участия в мероприятиях районного, областного и Всероссийского уровня - 610 призовых мест (Таблица 1).

Стабильно низким остается уровень функционирования объединений технического направления. Сравнивая с прошлым анализируемым периодом (2013-2014 уч. г.) значительно повысился уровень участия в мероприятиях физкультурно-спортивного направления (за счет конкурсов и мероприятий в рамках ЮИДовского и ДЮПовского движения).

Анализируя уровень участия и результативности в мероприятиях различного уровня в 2014-2015 году, можно выделить наиболее и наименее активные ОУ города и района (Таблица 2).

Рейтинговое участие школ города и района в мероприятиях ДПШ

Таблица 2

Рейтинговое участие 1 место 2 место 3 место
ОУ района Ибрагимовская Никольская,
Куруильская,
Зиянчуринская
Чулпанская,
Саринская
ОУ города Гимназия №1 СОШ №5 СОШ №2

При сравнении с прошлым годом результативность повысили следующие школы:
Куруильская 23 (12), Саринская 13 (4), Чулпанская 16 (4). Снизилась результативность некоторых ОУ района: Мухамедьяровская 6 (25), Приуральская 8 (16), Уральская 8 (17). Стабильно низкая результативность в Чеботаревской, Маячной, В-Назаргуловской, Краснощековской, Октябрьской, Новоракитянской школах.

Выводы:

  1. Эффективно функционируют художественное, социально-педагогическое направления. Динамично развивается туристско-краеведческое направление.
  2. Возрос количественный уровень участия и уровень результативности по итогам года в областных и, особенно, во Всероссийских мероприятиях.

Проблема:

  • остается низким уровень функционирования объединений технического направления;
  • снижение результативности ряда ОУ района.

Пути решения. Заведующим отделами усилить административный контроль (совместители), активизировать контроль по телефону и посредством выездных проверок.

8.2. Культурно-массовая деятельность

Дом пионеров и школьников является одним из основных организаторов культурно-массовых мероприятий для воспитанников общеобразовательных учреждений Кувандыкского района и города Кувандыка.

Культурно-массовая деятельность тесно связана с образовательной деятельностью и включает в себя несколько направлений (Диаграмма 3):

  • ключевые дела,
  • традиционные массовые мероприятия,
  • целевые акции и совместные мероприятия ДПШ с социальными партнерами.

Диаграмма 3: Распределение организованных культурно-массовых мероприятий в 2014-2015 году

image005

«Ключевые» дела и традиционные массовые мероприятия ДПШ организуются с целью подведения итогов работы объединений, выявления талантливых воспитанников, предполагают долгосрочную подготовку, включающую деятельность всех структур ДПШ.

За 2014-2015 учебный год всего было организовано 30 ключевых мероприятий.

К «ключевым» делам учебного года относятся:

  • районный слет военно-патриотических объединений «Отчизны верные сыны»;
  • районный смотр-конкурс художественной самодеятельности «Твои таланты, школа»;
  • районный фестиваль исполнителей эстрадной песни «Ступенька»;
  • районный смотр-конкурс объединений этнографической направленности «Хоровод дружбы»;
  • районный слет объединений краеведческой направленности «Отечество»;
  • районный конкурс игр КВН «Дружба народов»;
  • районная олимпиада по ПДД;
  • районный слет юных туристов-лыжников;
  • открытые первенства по спортивному туризму;
  • сессии ОЗШ «Лидер», «Интеллектуал» и др.

Также в течение учебного года было организовано около 25 традиционных культурно-массовых мероприятий ДПШ. Среди них можно выделить наиболее массовые, проведенные на высоком уровне:

  • литературная гостиная, посвященная Году литературы;
  • новогодние представления для обучающихся объединений ДПШ;
  • карнавал для участников смен лагеря «Лидер» и «Земляки»;
  • районный конкурс чтецов;
  • конкурсно-игровые программы «Вот и стали мы на год взрослей», «Старая, старая сказка», «А, ну-ка, девочки!» (совместно с родителями) в ШРР «Родничок»;
  • муниципальные научно-практические конференции учащихся «Науке - старт молодых», «Открой свой мир»;
  • фольклорный праздник «Широкая масленица» (совместно с родителями) в ШРР «Родничок»;
  • развлекательные мероприятия «Час весёлых затей», посвященные «Дню именинника» в ШРР «Родничок»,
  • праздничные концерты, посвященные «Дню матери», «Дню педагогического работника», «Дню вожатого», «Дню защитника Отечества», «Международному женскому дню» и др.;
  • развлекательная конкурсно-игровая программа «Мамин праздник» для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • празднование Рождества (выставка творческих работ, выступления воспитанников со стихами, сценкой, чаепитие);
  • походы выходного дня;
  • выставки фотографий и рисунков.

Отмечен положительный факт: мероприятия, организация которых не состоялась в прошлом учебном году по ряду причин, благополучно организованы и проведены в 2014-2015 учебном году:

  • «Литературная гостиная»;
  • «Масленичные гуляния»;
  • «День вожатого»;
  • «День Матери»;
  • районный смотр-конкурс музеев боевой, трудовой и воинской славы образовательных учреждений и др.

Среди целевых акций, организованных в анализируемый период можно выделить наиболее массовые:

  • «Кормушка» - в акции приняли участие 76 детей, которые смастерили кормушки и развесили их во дворах домов и школ;
  • «Милосердие» - вручены памятные подарки 15 пожилым людям - бывшим педагогам ДПШ с поздравлениями в День пожилого человека;
  • «Ветеран живет рядом» - оказана посильная помощь ветеранам Махмутовой З.И., Чиглинцевой М.Ф.;
  • «Горка»- в ходе акции распространены листовки и буклеты «Внимание, водитель!»;
  • «Чистый берег» - приняли участие 25 детей и 20 педагогов ДПШ, был собран мусор по берегам рек Сакмара, Кураганка;
  • «Живи, родник» - 10 воспитанников облагородили и привели в порядок родник «Рябинушка», Орский пос. («Тополиная роща»);
  • «Дети - детям» - собраны детские вещи, игрушки и переданы нуждающимся детям и детям детского отделения ЦРБ (37 семей воспитанников и 10 педагогов ДПШ);
  • «Внимание – дети!» - в рамках профилактики детского дорожно-транспортного травматизма организовано 11 мероприятий;
  • «Птичья столовая» - подкормка зимующих птиц силами воспитанников клуба «ЭКОС».

В летний период планируется проведение акции «Муравейник», «Чистый город», «Зеленые ладони». Всего за год было организовано 10 акций. Большинство из них касались природоохранной деятельности и профилактики ДДТТ. Уровень организации и проведения акции удовлетворителен.

Выполняя социальный заказ различных городских структур, совместно с социальными партнерами, ДПШ в течение 2014-2015 учебного года было организовано 12 культурно-массовых мероприятий: районный слет по пожарно-прикладным видам спорта «Горячие сердца», районный слет волонтеров, «Елка Главы района», районный патриотический фестиваль «Звездная эстафета», районная акция «Стяг Победы», Сретенские чтения, мероприятия, посвященные «Дню призывника», «Кросс нации», «Я – гражданин России» - акция по торжественному вручению паспортов, приняли участие в муниципальном фестивале православной культуры.

Кроме того, в течение учебного года реализовывались мероприятия, посвященные 70-летию Победы в ВОВ, в которых в период с сентября по март включительно было задействовано более 800 обучающихся:

  • торжественное мероприятие, посвящённое передаче героико-патриотической эстафеты «Стяг Победы»;
  • районный конкурс чтецов, посвященный 70-летию Победы в ВОв;
  • IX районный гражданско-патриотический фестиваль «Звёздная эстафета»;
  • акция торжественного вручения паспортов «Мы – граждане России»;
  • акция «Ветеран живет рядом»;
  • «День призывника;
  • цикл бесед, посвященных 70-летию Победы в ВОВ в объединениях ДПШ;
  • районный конкурс интерактивных работ школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках своего Отечества»;
  • открытие в школьных музеях экспозиций, посвященных 70-летию Победы в ВОВ;
  • районный (заочный) конкурс исследовательских работ «Имя тебе – Победа»;
  • районный (дистанционный) конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»;
  • конкурс на лучшую веб-страничку школьного сайта, посвященную 70-летию Победы;
  • районный (дистанционный) этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»;
  • районный конкурс исследовательских работ учащихся «Мое село в годы войны»;
  • районный смотр-конкурс музеев боевой, трудовой и воинской славы образовательных учреждений «Этих дней не смолкнет слава!»;
  • районный (дистанционный) конкурс проектов по краеведению «Родные истоки»;
  • ХVII районный конкурс детского литературного творчества «Рукописная книга»;
  • районный конкурс-акция «С гордостью за прошлое, с заботой о настоящем и будущем»;
  • участие в районном конкурсе «Долг! Честь! Родина!»;
  • районный конкурс технических моделей «Ради жизни на земле», посвященный 70 - летию Победы в Великой Отечественной Войне;
  • районный конкурс детской фотографии "Но помнит мир, спасенный, мир вечный, мир живой", посвященный 70 - летию Победы в Великой Отечественной Войне;
  • районный конкурс методических материалов военно-патриотических объединений общеобразовательных учреждений;
  • Обучающиеся ДПШ приняли участие более чем в 15 областных конкурсах, посвященных 70-летию Победы, обучающиеся школы раннего развития «Родничок» приняли участие во Всероссийском детско-юношеском конкурсе рисунка и декоративно-прикладного творчества «День Победы. 70 лет». Итоги подводятся.

Вывод:

Анализируя уровень организации массовых мероприятий в течение года, можно сделать вывод, что основная масса проведенных мероприятий (80%) прошла на высоком уровне, мероприятия отличались массовостью, яркой театрализацией, интересными сценарными идеями, проходили на высоком эмоциональном подъеме и приносили массу положительных эмоций, как воспитанникам, так и их родителям и педагогам. Закрепление за каждым педагогом-организатором отдельного плана массовых мероприятий привело к систематизации и повышению качества организационно-массовой деятельности ДПШ.

В течение года активно взаимодействовали с Управлением образования, отделом молодежной политики спорта и туризма, муниципальным центром культуры и досуга, КЦСОН, пограничной службой, Лесхозом, ОГИБДД ОМОМВД России «Кувандыкский», отделением ВДПО, военкоматом и областными центрами: ОДТДМ им. Поляничко, ООДЭБЦ, ФПДО.

8.3. Организация содержательного досуга и профилактических мероприятий

ДПШ, являясь ведущим культурно-досуговым центром города Кувандыка и Кувандыкского района, играет системообразующую роль в организации содержательного досуга детей и подростков.

В Доме пионеров и школьников сложилась система организации содержательного досуга и профилактических мероприятий, в рамках которой в течение 2014-2015 года осуществлялась деятельность по направлениям:

  1. Организация мероприятий профилактического характера в рамках тематических месячников.
  2. Работа площадок по месту жительства.
  3. Организация тематических смен лагерей дневного пребывания детей.
  4. Работа очно-заочных школ «Лидер», «Интеллектуал», «Вожатского мастерства».

 

1. Работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних, детского дорожно-транспортного травматизма, асоциальных привычек детей и подростков, беспризорности, а также противопожарной профилактике в течение учебного года организовывалась в рамках тематических месячников.

В 2014-2015 учебном году было организовано 110 мероприятий из 125 запланированных (таблица 3). Чаще всего педагоги при проведении профработы в своих объединениях пользовались такими формами, как беседы, часы общения, викторины, конкурсы, просмотры тематических фильмов, презентаций, игровые и конкурсные программы, спортивные состязания. Ежемесячно обновлялись информационные стенды в соответствии с тематикой месячников.

Распределение мероприятий в рамках профилактических месячников

Таблица 3

Название тематических месячников Количество проведенных мероприятий
Месячник по пожарной безопасности 16 (15)
Месячник «Милосердие», посвященный Дню пожилого человека 16 (16)
Месячник по работе с семьей 19 (12)
Месячник по профилактике правонарушений несовершеннолетних 20 (16)
Месячник по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 16 (19)
Месячник спортивно-массовой и военно-патриотической работы 13 (17)
Месячник, посвященный Году литературы 10

Помимо запланированных мероприятий, также в течение года были проведены мероприятия, рекомендуемые УО АМО, отделом молодежной политики, ВДПО, ГИБДД:

  • Мероприятия в рамках Дня памяти всех воинов, погибших в современных воинах и вооруженных конфликтах: беседы «День неизвестного солдата», «Память бережно храним», «День героев Отечества», просмотр презентации «Памяти незвестного солдата», «Афганистан – ты боль моей души»;
  • Мероприятия в рамках формирования ЗОЖ, профилактики ВИЧ и СПИДа: спортивный праздник «Старты надежд», спортивно-игровая программа «Прыг-скок», информационный стенд «ЗОЖ», распространение буклетов антинаркотической направленности, просмотр видеоролика «Выбери жизнь»;
  • Мероприятия по пропаганде мер противопожарной безопасности: беседы с использованием ИКТ «Уроки безопасности. Пожар», «Огонь – добрый, огонь – злой!», просмотр видеопрезентации «Поведение при пожаре» и «Чтоб не ссориться с огнем», викторина «Пожарная безопасность», информационный стенд по пожарной безопасности «Осторожно, огонь!», выпуск и распространение буклетов «Пожарная безопасность»;
  • Мероприятия в рамках профилактики ДДТТ: встреча родителей ШРР с инспектором ГИБДД, информационный стенд «Безопасность дорожного движения», выпуск буклетов для родителей «Ваш ребенок и дорога», для детей «Знай правила на пять»;
  • районный смотр-конкурс детского творчества по противопожарной тематике;
  • районный конкурс на лучшую печатную продукцию антинаркотической направленности;
  • районный конкурс семейного рисунка по правилам дорожного движения и др.

Также в течение года в рамках профилактической работы состоялись встречи с представителями разных структур:

  • встреча обучающихся ШРР «Родничок» со специалистами городского отделения ВДПО г. Кувандыка Кувандыкского района (присутствовало 32 воспитанника);
  • встреча обучающихся объединений ДПШ с представителем УФСКН. Тема: «Наркотики – это опасно!» (присутствовало 32 воспитанника);
  • встречи с инспектором по пропаганде безопасного дорожного движения отделения ГИБДД МО МВД России «Кувандыкский» капитаном О. А. Регентовой (присутствовало 29 обучающихся и 28 родителей);
  • встреча обучающихся ДПШ с представителем ОНД. Тема: Пожарная безопасность (присутствовало 76 обучающихся).

Вывод. Анализируя количественные и качественные показатели проведенных мероприятий, можно сделать вывод, что план профилактической работы ДПШ выполнен на 88%. Следует отметить факт несерьезного отношения некоторых педагогов к мероприятиям, проводимым в рамках месячников, уровень исполнительской дисциплины всего лишь у 35% (1/3) педагогов удовлетворителен (планируют и организуют мероприятия проф.характера в соответствие с планом, разработки, конспекты мероприятий соответствуют требованиям и сдаются в срок) – Девятьярова М.В., Тарасова И.С., Кубрина И.Н., Махкамов А.А.

Проблема. Педагоги не понимают значимости данного вида работы:

  • не проводят запланированные мероприятия,
  • реально проводимые формы мероприятий и даты их проведения не соответствуют плану профилактической работы на год,
  • проблемы в ведении документации (несвоевременная сдача отчетов, неправильное оформление конспектов, сценариев).

2. Организация каникулярного отдыха детей является составляющей частью профилактической работы нашего учреждения.

С целью содержательного наполнения свободного времени детей и подростков в период зимних каникул была организована работа площадки по месту жительства «Островок безопасности», в рамках которой было организовано 7 конкурсно-игровых, развлекательных программ («В гостях у бабки Ёжки», «Новогодний переполох», «Хрустальная шкатулка», «Новогодний квест» и др.), присутствовало 97 детей. В связи с организацией большого количества массовых мероприятий в период осенних и весенних каникул площадка не функционировала.

В период летних каникул площадка продолжит работать на базе летней детской площадки «Пятачок» в вечернее время.

Анализируя качественный уровень проведенных мероприятий на площадке, необходимо отметить, что педагоги – организаторы ответственно подходили к вопросу их подготовки и проведения, все мероприятия были костюмированными, театрализованными, с определенным набором реквизита и музыкальным сопровождением, сценарный материал отличался интересными задумками и идеями.

3. С целью оздоровления детей, развития духовного потенциала, расширения интеллектуального поля воспитания и организации содержательного досуга в период осенних каникул 2014г. была организована смена лагеря дневного пребывания детей «Солнечный город», отдохнуло 25 детей в возрасте от 7 до 14 лет, среди них 1 ребенок, находящийся под опекой, 7 из малообеспеченных семей, 9 из неполных семей и 5 детей из многодетных семей.

Весенняя смена не состоялась в связи с нефинансированием.

В соответствие с тематикой смены лагеря воспитателями было организованы и проведены мероприятия развлекательного и профилактического характера:

  • конкурсная программа «Юные помощники пожарных» (по пожарной безопасности);
  • конкурсно-игровые программы: «Здравствуй лагерь!», «Уроки безопасности», «Состязания в Прериях», «Старая, добрая сказка», «Непоседы»;
  • игры-беседы: «Когда я остаюсь один», «Азбука безопасности» (по ПДД);
  • экскурсии: в МОМВД России «Кувандыкский», в Пожарную часть №35 города Кувандыка, на Кувандыкский «Хлебокомбинат».

В период всей смены проводилась работа в творческих мастерских:

  • «Высота» (туристический), организатор Махкамов А.А.
  • «Рост» (спортивные игры), организатор Чухарев К.О.
  • «Хореография», организатор Тарасова И.С.

Также дети были увлечены изготовлением различных поделок, разучиванием песен, танцев, настольными играми.

Самые активные ребята награждены дипломами и памятными призами.

С целью углубления базовых знаний по предметам физика, математика, русский язык, а также с целью подготовки учащихся к успешному выступлению на олимпиадах и успешной сдаче ЕГЭ в период осенних каникул для старшеклассников на базе СОШ №2 г.Кувандыка была организована работа ОЗШ «Интеллектуал».

В работе Школы приняло участие 25 учащихся 11 классов.

С целью теоретической, методической и практической подготовки вожатых - организаторов детского отдыха и оздоровления, способных обеспечить полноценный отдых детей был произведен набор обучающихся в Школу вожатского мастерства. Ребята в возрасте 15-16 лет из школ города (СОШ №2, СОШ №5, Гимназия) в количестве 40 человек проходят обучение по программе Школы. Обучающиеся, которые полностью пройдут обучение (март-май) получат сертификат об окончании Школы вожатского мастерства и возможность принять участие в лагерях в летний период в качестве вожатого.

С целью формирования активной жизненной позиции детей и подростков посредством развития лидерских качеств, организаторских способностей для реализации идей самоуправления в ОУ Кувандыкского района в период осенних и весенних каникул состоялось 2 сессии очно-заочной Школы «Лидер»:

  • блок «Школа общения», в рамках которого 26 лидеров из ОУ района (Гимназия №1, СОШ №1, СОШ №2, СОШ №5, Мухамедьяровская, Уральская, Приуральская, Никольская, Чулпанская СОШ) активно общались в различных коммуникативных играх и упражнениях (организатор: Ганаева Ж.Р.); учились преодолевать барьеры в общении, находить пути выхода из конфликтных ситуаций (организатор: Броницкий В.В.); познавали азы ораторского мастерства, публичного выступления (организатор: Дубинина Р.Р.); учились вести конструктивный диалог, доказывать, спорить, отстаивать свою точку зрения в процессе дебатов на тему «Книга. Её будущее: да или нет» (организаторы: Броницкий В.В., Дубинина Р.Р.). Также ребятам была предоставлена возможность оценить свои коммуникативные способности с помощью теста «Общительный ли я?» (организатор: Валишева Т.А.).

    Деловая игра «Выборы» (организатор: Казакбаева О.Н.) позволила ребятам, претендующим на пост президента школы «Лидер» продемонстрировать свои коммуникативные и лидерские способности и провести агитационную предвыборную кампанию в рамках самопрезентации. В результате анонимного голосования был определен президент школы «Лидер»: Куватова Карина (Мухамедьяровская СОШ), произведена церемония инаугурации президента школы «Лидер» (произнесение клятвенной речи президента, вручение символа президента школы под звуки гимна РФ, фото на память);

  • блок «Команда», в рамках которого 23 лидера из ОУ района активно взаимодействовали в командных играх и упражнениях (организатор: Ганаева Ж.Р.); познавали стадии развития команды, алгоритм создания эффективной команды (организатор: Дубинина Р.Р.); с помощью теста «Командные роли» научились определять роли в команде, определили свою роль (организатор: Хакимова А.И.); учились эффективно взаимодействовать, работать сообща, в команде, вместе преодолевали трудности и испытания в ходе тренинга «Командообразование» (организатор: Пуговкин А.А. – специалист ФДО г.Оренбурга).

В течение учебного года лучшие воспитанники ОЗШ «Лидер» принимали участие в работе областной Школы «Лидер», сборов Детской общественной правовой палаты (г. Оренбург).

В период летних каникул планируется организация профильной смены лагеря «Лидер».

8.4. Работа с семьей

Союз трех социальных сил: педагоги – дети – родители - одно из приоритетных направлений деятельности ДПШ.

В течение года, согласно плану работы с родителями, опираясь на традиционную циклограмму мероприятий, проводимых совместно с родителями, в рамках психолого-педагогического просвещения родителей было организовано:

  • регулярно обновлялись рубрики информационного стенда для родителей с рекомендациями, направленными на пропаганду ЗОЖ, профилактику зависимостей и суицидов, на профилактику ДДТТ и т.д. (ДПШ);
  • регулярно обновлялась информация стенда ШРР «Родничок». С целью освещения просветительской и психопрофилактической деятельности был оформлен «Уголок психолога» на рабочем стенде ШРР, где родители имели возможность познакомиться с материалами по различным проблемам: «Полезные подсказки для взрослых», «Тревожный ребёнок», «Детские вредные привычки», «Леворукий ребёнок» и др.;
  • проведены индивидуальные консультации по результатам диагностики готовности ребенка к школе для родителей выпускных групп, по проблемам воспитания и развития ребёнка (40 родителей);
  • педагогом-психологом ШРР организованы и проведены следующие мероприятия: семинар с элементами тренинга «Ошибки, которые совершать нельзя» для родителей (присутствовали 19 родителей); беседа с элементами тренинга «Развиваем ответственность у детей» с родителями обучающихся в ШРР «Родничок» (19 родителей); тренинговое занятие «Весёлая тренировка родителей детей ШРР «Родничок», имеющих трудности в развитии речи» (12 родителей);
  • в рамках профилактической работы родителям были предложены буклеты «Ваш ребенок и дорога» (20 штук); памятки «Правила пожарной безопасности», «Осторожно, грипп» (40 штук), «Предупрежден - значит вооружен», «Дорога не терпит шалости», «Укрепляем иммунитет», «Родитель-водитель, помни!», «Здоровье вашего ребенка», «ЗОЖ», «С новым годом без ЧС вам желает МЧС» в количестве 20 штук;
  • также в рамках информационного сопровождения образовательно-воспитательного процесса ДПШ, в рамках психолого-педагогического просвещения родителей в течение года функционировал сайт ДПШ с информацией о работе учреждения в целом по направлениям деятельности, с результатами конкурсов, объявлениями, статьями, заметками о проведенных массовых мероприятиях и т.д.,

Вывод. Данный вид услуги актуален, из года в год повышается интерес родителей к психолого-педагогическому просвещению, растет количество родителей, нуждающихся в консультативной психолого-педагогической помощи. Необходимо и дальше продолжать подобную работу, выявлять актуальные проблемы современных родителей в воспитании детей и планировать и организовывать информационное и психолого-педагогическое сопровождение УВП.

С целью вовлечения родителей в УВП педагогами ДПШ в течение учебного года проводились родительские собрания, беседы, индивидуальные консультации по самым разнообразным вопросам.

Индивидуальные ежедневные беседы и консультации стали нормой для педагогов ДПШ. Некоторые родители на протяжении учебного года являлись активными участниками в решении организационных вопросов.

Ежегодно в ШРР «Родничок» родители совместно с детьми выполняют творческие задания. В результате совместной деятельности семьи воспитанников ШРР приняли участие в конкурсах, выставках:

Название мероприятия Количество участников
1 Выставка семейных фотографий «Раз в морозный вечерок» в ШРР «Родничок» 14 семей
2 Акция «Дети - детям» 7 семей
3 Выставка семейных фотографий «Как здорово, что вы есть у меня» 26 семей
4 Фольклорный праздник «Широкая масленица» (совместно с родителями) в ШРР «Родничок 14 родителей
5 Конкурсно-игровая программа «Старая, старая сказка» в ШРР «Родничок» (совместно с родителями) 27 родителей
6 Конкурсно-игровая программа «А, ну-ка, девочки!» (совместно с родителями) в ШРР «Родничок» 24 родителя
7 Выставка детских рисунков «Самая красивая, самая любимая», посвященная Международному женскому дню в ШРР «Родничок» 37 семей
8 Встреча с инспектором по пропаганде безопасного дорожного движения капитаном ГИБДД МВД Регентовой О.А. с родителями обучающихся ШРР «Родничок» 28 родителей

По итогам конкурсов, акций семьи воспитанников ШРР были награждены грамотами, благодарственными письмами и призами.

В сравнении с прошлым учебным годом участие родителей в проводимых семейных конкурсах возросло.

Массовые мероприятия, праздники, посвященные календарным и памятным датам, а также культурно-досуговые и развлекательные мероприятия – одна из наиболее действенных форм работы с родителями. Традиционно был организован ряд мероприятий, на которых родители являлись не только зрителями, но и активными участниками:

  • новогодние утренники (около 500 родителей)
  • конкурсно – игровые программы совместно с родителями ШРР «Родничок» (65 родителей)
  • праздничные, концертно-игровые программы, посвященные «Дню матери», «Дню педагогического работника», открытый турнир школьных команд КВН, районная акция по торжественному паспортов «Я - гражданин России», мероприятия, посвященные Дню призывника и т.д.

В рамках месячника по работе с семьей в ноябре 2014 года был организован ряд мероприятий, в которых принимали активное участие родители:

Мероприятия в рамках месячника по работе с родителями:

Дата Мероприятие Ответственный Количество участников
Конец месяца Выставка рисунков «Мама милая моя» в объединении «Радужные капельки» Девятьярова М.В. 18
Изготовление и вручение сувениров мамам  в объединении «Мозаика» Девятьярова М.В. 18

16.11.14
19.11.14
20.11.14

Просмотр фильма-беседы «Какая любовь настоящая»  в объединении «Мир своими руками» Шуракова А.В. 31
21.11.14 Участие воспитанников объединения «Домисолька» в концертной программе, посвященной Дню матери в СОШ №1 Аликбаева В.В. 17
в течение месяца Выпуск ежемесячной детской  газеты «Наш форм@т» ко Дню матери Хоруженко Л.А. Статья «Мама, мамочка, мамуля»
28.11.14 Концертная программа, посвященная Дню матери

Казакбаева О.Н.
Филатова Е.Г

105 детей и 300 родителей
22.11.14 Тематическая беседа «Ваше величество ЖЕНЩИНА» в объединении «Конфетти» Кубрина И.Н.
17.11.14 Вечер отдыха с родителями «Под семейным абажуром» в объединении «Талисман» Тарасова И.С. 24 ребенка и 10 родителей
24-30.11.14 Выставка детских рисунков «Семья – это важно!» в ШРР «Родничок» Ганаева Ж.Р. 84 семьи
первая декада месяца Оформление информационного уголка для родителей «Домашняя работа для пальчиков»  ШРР «Родничок» Раскина Л.С.
24.11.14 Беседа «Святые женщины России», посвященная  всемирному Дню Матери в объединении «СТОП» Клящина Т.С. 10
21.11.14 Конкурс рассказов «Наша классная семья» Клящина Т.С. 10
05.11.14 Беседа: «Моя семья» и фотовыставка «Из истории моей семьи» в объединениях «Золотой клубочек», «Волшебный английский» Шаляпина К.С. 31
октябрь-ноябрь Оформление информационного стенда для детей и родителей  «Уголок здоровья» Ганаева Ж.Р.
17.11.14 Вечер отдыха «Мамочки и дочки» совместно с родителями обучающихся объединений «Радуга», «Талисман» Ганаева Ж.Р. 40 детей и 42 родителя

Наблюдения показывают, что на большинстве мероприятий за исследуемый период присутствовало около 60 % от общего количество родителей, а на отдельных наиболее массовых мероприятиях (таких как новогодние праздники, праздничные, концертно-игровые программы для мам и бабушек, выпускные вечера) - присутствуют и являются участниками мероприятий - более 80 % родителей. Также, в течение года родители активно посещали концерты и различные конкурсы вокального, хореографического и актерского мастерства, в которых принимали участие их дети (более 85% родителей).

Вывод: Об удовлетворительной работе по вовлечению родителей в УВП свидетельствует следующее:

  • родители активно принимают участие в подготовке воспитательных мероприятий (пошив костюмов, покупка подарков, материалов для занятий ДПТ), выставок, поездок, фестивалей, к совместному проведению занятий и досуга;
  • растет количество организуемых мероприятий в рамках вовлечения родителей в УВП (совместные акции, выполнение совместных творческих заданий, праздничные, концертные, развлекательные, культурно-досуговые мероприятия совместно с родителями и т.д.), на которых присутствуют и являются участниками более 80 % родителей;
  • благодаря высокому уровню артистизма персонажей, профессионализма педагогов, интересным идеям и задумкам большинство мероприятий (праздники, развлекательные программы, утренники, концерты) принесли массу положительных эмоций как детям, так и их родителям.

Проблема: По-прежнему наиболее активными остаются родители дошкольников. Родители воспитанников среднего и старшего школьного возраста остаются пассивными и не задействованными в УВП ДПШ.

Пути решения: Необходимо устанавливать контакты с родителями воспитанников, заинтересовывать их в совместной деятельности.

Педагогам ДПШ необходимо вовлекать родителей в УВП посредством организации открытых занятий, продумывать интересные формы родительских собраний (с приглашением специалистов), внедрять новые формы работы с родителями воспитанников среднего и старшего школьного возраста.

В процессе самообследования были выявлены проблемы и пути их решения. Анализ проблем обозначил перспективы деятельности ДПШ:

  1. Необходимо продолжить работать по созданию оптимальных условий для работы педагогов, совершенствования системы повышения профессионального мастерства на основе изучения интересов, потребностей педагогов, стимулирования педагогов к участию в конкурсах.
  2. Активизировать работу по повышению профессионального педагогического потенциала.
  3. Использовать в работе дистанционными методы работы, используя возможности интернет, электронной почты, скайп.
  4. Необходимо продолжить работу по формированию мотивации к учебной деятельности, расширить образовательные программы в области увеличения направлений, дисциплин.
  5. Совершенствовать работу с одаренными детьми (разработать электронную систему отслеживания достижений одаренных).
  6. Активизировать и систематизировать исследовательскую деятельность обучающихся.
  7. Эффективно вести работу по информационному обеспечению деятельности учреждения.
  8. Повышение социальной активности и укрепление связи с учреждениями и организациями при проведении мероприятий.
  9. Сотрудничество педагогов с учителями школ по организации совместных форм работы в области дополнительного образования.