ОПРОСНИК «Страхи детей» для дошкольников

(авт. К.И. ЗАХАРОВ)

Вопрос: Ты боишься или не боишься?

1) когда остаешься один;

2) нападения, бандитов;

3) заболеть, заразиться;

4) умереть;

5) что умрут твои родители;

6) каких-то людей;

7) маму... папу;

8) что тебя накажет мама... папа;

9) Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, чудовищ;

10) опоздать в детский сад;

11) когда ложишься спать, перед сном (если да, то чего конкретно);

12) страшных снов (если да, то каких конкретно);

13) темноты, когда темно;

14) животных: волка, медведя, собак, насекомых, пау­ков, змей;

15) машин, поездов, самолетов;

16) бури, урагана, наводнения, землетрясения;

17) когда высоко;

18) когда глубоко;

19) в маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе;

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших улиц, площадей;

25) кроме зубных, других врачей;

26) крови, когда кровь идет;

27) уколов;

28) боли, когда больно;

29) неожиданных резких звуков, когда внезапно что- нибудь стукнет, упадет;

30) сделать что-либо плохо;

31) не успеть куда-то прийти или что-то сделать.

 

Утвердительные ответы ребенка на вопросы засчитываются как один балл. Если с ребенком беседуют родители, то предлагаем задать дополнительные вопросы, которые касаются взаимоотношений ребенка с педагогом:

— Ты боишься или не боишься (имя, отчество вос­питателя)?

— Ты боишься или не боишься, что тебя накажет {имя, отчество воспитателя)?

Положительные ответы на эти два вопроса могут свидетельствовать о психологическом дискомфорте ре­бенка при нахождении в детском саду.

Возрастные нормы страхов для детей дошкольного воз­раста: для мальчиков трех лет — 7, для девочек трех лет — 9 страхов являются возрастной нормой. В возрас­те четырех лет у детей картина меняется: для мальчи­ков — 9, а для девочек — 7 страхов становится нормой. В возрасте от 3 до 5 лет дети боятся темноты, одиноче­ства, замкнутого пространства. Так же в этом возрас­те дети боятся боли, уколов, сказочных персонажей, высоты, крови и неожиданных звуков. Для пятилетних мальчиков 8 страхов являются возрастной нормой, а для пятилетних и шестилетних девочек — 11. Для шестилет­них и семилетних мальчиков, которые еще не пошли в школу, индекс страхов составляет 9, а для семилетних де­вочек значение нормы страхов имеет максимальное зна­чение — 12. Типичными страхами детей 5 — 7 лет являют­ся: страх войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, глубины, страшных снов, перед засыпанием, огня, пожара, заболеть и страх наказания.

Если количество страхов у ребенка превышает воз­растную норму в 1,5 раза, то уже можно говорить о том, что психика ребенка находится в состоянии перена­пряжения и необходимы специальные психологические меры по нормализации эмоционального состояния ре­бенка. Необходимо обратить внимание на ответы ребен­ка по 10-му, 30-му и 31-му вопросам. Положительные от­веты на эти вопросы говорят о социальной тревожности у ребенка, происхождение которой целиком и полностью зависит от чрезмерно обязательных и принципиальных взрослых.

Отдельно необходимо остановиться на страш­ных снах у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст — это возраст, ко­гда вне зависимости от со­стояния эмоциональной сферы ребенка у него воз­растает количество кош­марных снов, увеличиваясь многократно при нервных нарушениях. Появление на­вязчивых кошмарных снов свидетельствует о том, что психика ребенка не в состо­янии «переварить» те аф­фективные переживания, которые тревожат ребенка днем, продолжая свою работу ночью. Как помочь малы­шу, ведь после ночных кошмаров ухудшается не только его настроение, но и общее самочувствие? Разговоры и убеждения родителей на тему: «Не бойся!» не достигают успеха, поскольку страх уже завладел душой ребенка, проник в его подсознание, тревожит даже во сне и нуж­ны специальные способы для его преодоления.

Технология работы по психологической коррекции страхов и в том числе страшных снов у детей дошколь­ного возраста представляет собой несколько этапов ро­левого разыгрывания сказок и историй, сочиненных ре­бенком на тему своего страха и страшных снов.

Памятка для детей и родителей «Правила общения со страхами»

  • Страхи больше всего боятся смеха, поэтому про­сто необходимо увидеть смешное в страшном (бандит, к примеру, которому, как считает девочка Ира 6 лет, при­казали поймать всех хороших девочек в городе Санкт- Петербурге, оказался таким толстым, что мог только ле­жать на диване).

  • Еще страхи не любят, когда о них рассказывают, пы­таются их детализировать и анализировать. Страхи в этот момент чувствуют себя бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе — тем он становится меньше.

  • Также страхи терпеть не могут, когда в них начина­ют играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги да просто осуществить с ними разно­образные действия, которых страхи просто не переносят. От этих действий (психологического манипулирования страхами) страхи вместе со страшными снами начинают таять, как тает снег в погожий весенний день.

Возрастные страхи (проходят с возрастом ребенка, требуют правильного обращения)

Невротические страхи (не проходят с возрастом ребенка, требуют психологического и психотерапевтического вмешательства)

1. Эмоционально не выражены, не слишком заметны и не мешают ребенку

1. Эмоционально выражены, заметны, мешают ребенку

2. Имеют преходящий характер

2. Сохраняются в течение длительного времени

3. Не оказывают неблагоприятного влияния на формирование характера ребенка

3. Оказывают неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка, в характере могут появиться неуверенность, тревожность, мнительность

4. Выраженные нервно- психические нарушения отсутствуют

4. Присутствуют и другие выраженные нервно-психические нарушения помимо страхов

5. Ребенок пытается изучить объект страха, познать и преодолеть

5. Ребенок избегает объекта страха, нового, неизвестного

6. Страх одиночества, темноты и животных не выражен

6. Страх одиночества, темноты и животных заметно выражен

7. Страхи легко поддаются коррекции и самокоррекции

7. Страхи с трудом поддаются коррекции и самокоррекции